Таким образом, министр здравоохранения региона Николай Тезиков намерен решить проблему как недостатка бюджета, так и хронического дефицита сельского медперсонала.
"В половине деревень Приамурья нет ФАПов, 37 процентов вакансий врачей свободны. Денег выделяется недостаточно, таковы реалии, - говорит председатель комитета по вопросам соцполитики Заксобрания Приамурья Сергей Иванов. - На 2016 год планируется урезать бюджетную сеть еще на 11 процентов. Что касается домохозяйств, которые будут оказывать медуслуги, то у меня к этому отношение отрицательное".
Но есть и другая точка зрения. "В нашем районе такие домохозяйства уже есть, - говорит замглавы по соцвопросами администрации Серышевского района Ирина Халяпина. - И мы хотим создать еще пять. В селе Широкий Лог фельдшер вышел на пенсию, но согласился оказывать за небольшую плату первичную помощь односельчанам. Я считаю, что для маленьких сел это выход". Главы районов из всех сил пытаются сохранить в селах остатки былой медицины. Деваться им некуда - народ вот он, рядом.
"Мы, наверное, люди второго сорта, - говорит жительница Мазановского района Ирина Прокопенко. - Сначала в селах позакрывали больнички, где мы лечились и рожали детей, и мы были вынуждены за сто километров ездить в район по бездорожью. Потом начали закрывать и ФАПы. Теперь вводят каких-то фельдшеров-любителей".
Но опыт Омской области, первого региона, где эксперимент по "самолечению" начался еще пять лет назад, показал, что с умом организованные домохозяйства действительно выручают, пока до заброшенного села доберется неотложка или санавиация.
Выбор "народного доктора" доверили самим сельчанам, которые точно знают, на кого в селе действительно можно положиться. Впрочем, большинству волонтеров уже не раз приходилось выручать односельчан из беды. Многие из них - бывшие врачи, пожарные, ветеринары, которые остались без работы, когда сельхозпредприятия пришли в упадок.
К примеру, опыту Людмилы Агаповой из села Мечебиново может позавидовать дипломированный доктор. Бывшему фельдшеру приходилось обслуживать пять деревень в любое время дня и ночи. "Я более пятидесяти родов приняла в сложных "полевых" условиях, - вспоминает Людмила Николаевна. - Приходилось и на лошадях ездить, и операции самой делать". Конечно, если есть такие люди - это лучший вариант. Другое дело, что чаще всего фельдшеры-пенсионеры и без всяких инициатив сверху продолжают по мере сил помогать односельчанам. А вот не наделают ли ошибок и не навредят заболевшим люди, не имевшие вообще никакого медицинского образования, - большой вопрос. Тем не менее жители деревень, где даже зеленки купить негде, инициативе оказались рады. Сегодня в Омской области действует уже 451 домовое хозяйство.