Положительный опыт в округе уже наработан, в регионах применяют эффективные методы, которые способствуют развитию гражданского общества и обеспечивают обратную связь населения с органами власти. Например, в Югре наладили общественный контроль цен: общественники постоянно посещали торговые залы, мониторили цены, а результаты передавали в прокуратуру и МВД.
- Нам удалось не только остановить рост цен на товары первой необходимости, но и договориться с торговыми сетями о скидках для пенсионеров, - гордится Виктор Заболоцкий, заместитель председателя общественной палаты автономии.
Кроме того, югорские общественники добились законодательного запрета на продажу слабоалкогольных энергетических напитков на территории округа. А для обеспечения доступных и качественных коммунальных услуг общественная палата ХМАО намерена распространить на всю территорию округа опыт Урая, где управляющая компания ежегодно отчитывается перед потребителями своих услуг - населением.
На Южном Урале много внимания уделяют теории, там издали два учебника по методике деятельности для работников общественных организаций, сейчас готовится третий.
- Чтобы зря не размахивали "корочками" общественных контролеров, - объясняет председатель челябинской общественной палаты Вячеслав Скворцов. - Мы учим их азам: как зайти, как сказать "здравствуйте"… И добиваемся не цифр, а конкретных результатов.
Так, руководитель челябинского общественного совета при областном минздраве Марина Москвичева делится опытом далекой от формализма работы на благо населения. В 2014 году общественники начали составлять рейтинг челябинских стационаров и поликлиник. Для этого подготовили анкеты, по которым волонтеры опросили более четырех тысяч пациентов. При подведении итогов выявили "отличников" и "двоечников", на которых обратили более пристальное внимание. Начав с последней, 110-й, строчки рейтинга, определили "болевые точки" отстающих медучреждений и назначили "лечение". Как ни странно, многие из отстающих располагали крепкой материально-технической базой, зданиями с недавно и качественно проведенным ремонтом. Но, приводит пример Москвичева, не было дверных ручек в туалете, пандуса, ведущего к лифту, лампочек в коридорах... А ведь именно из мелочей складывается впечатление о больнице. На коллегии областного минздрава общественники рассказали об итогах исследования, а руководству отстающих учреждений дали рекомендации, как исправить ситуацию. Для независимой оценки в медицинских учреждениях установили приметные оранжевые "ящики жалоб", на сайтах больниц и областного минздрава появились специальные "окошки" для писем. Жалоб стало меньше, отстающие подтянулись.
- Мы достигли взаимопонимания с минздравом. Чиновникам может быть неловко и неудобно от наших вопросов, но они понимают, что общественный контроль - это требование времени, говорит Москвичева. - Сегодня мы занимаемся общественной экспертизой областной программы организации доступной медицинской помощи, и я уверена, что нашим замечаниям власти уделят внимание.
Председатель общественного совета при министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области Сергей Полыганов привел пример настолько же "неудобной" работы. Общественники изучили деятельность министерства с обращениями граждан, подготовили рекомендации и вручили их министру, который спросил только: "Зачем?" Однако предложениям чиновники вняли, и при повторных контрольных мероприятиях министерство уже не получило ни одного замечания. Полыганов отмечает, что закон не дает четких указаний, как именно исполнительная власть должна реагировать на замечания общественных советов, поэтому чиновники реагируют "по желанию", а иногда и вовсе игнорируют рекомендации. Однако и тут можно найти выход: если ситуация не урегулируется мирным путем, можно обратиться в прокуратуру.
- В этом году из регионов поступило более 150 обращений, - сообщил начальник управления Генпрокуратуры в УрФО Сергей Филипенко. - Чаще всего поднимались такие вопросы как низкое качество социальных услуг, нарушения в сфере земельных отношений, ущемление прав бизнесменов.
По статистике, в УрФО до 60% подобных обращений получают положительное решение.