Двое сотрудников ООО "ЮТэйр-Техник", из-за которых, как посчитал суд, погибли 33 человека, получили по пять лет и одному месяцу лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Решение суда в законную силу пока не вступило и может быть обжаловано.
Напомним, направлявшийся из Тюмени в Сургут АTR-72, на борту которого находились 39 пассажиров и четыре члена экипажа, рухнул сразу после вылета из тюменского аэропорта Рощино. В результате катастрофы 31 человек погиб на месте, в том числе весь экипаж, еще двое скончались в больнице. 10 пассажиров этого рокового рейса получили серьезные увечья, но благодаря стараниям медиков выжили.
Виновными в страшной трагедии признаны авиамеханик Андрей Писарев, который должен был обработать АTR-72 перед вылетом антиобледенительной жидкостью, и его коллега, начальник смены Анатолий Петроченко, в обязанности которого входило проконтролировать этот процесс и убедиться в безопасности полета. Оба они осуждены по статье ч. 3 ст. 263 УК РФ - "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц".
Прокурор просил для первого из обвиняемых пять с половиной лет колонии, а для другого - шесть, но суд счел возможным несколько сократить срок. Ранее обвинения по делу также были предъявлены погибшему пилоту злополучного рейса 27-летнему Сергею Анцину, но по ходатайству прокуратуры дело в отношении командира экипажа решено прекратить в связи с его смертью.
Во время расследования причин ЧП было проведено около шестидесяти всевозможных экспертиз - судебно-медицинских, авиационно-технических, экспертиз топлива. Уголовное дело вылилось в 130 томов и рассматривалось больше года.
Согласно заключению, непосредственной причиной крушения стало отсутствие противообледенительной обработки судна перед вылетом. Как следует из отчета по расследованию авиапроисшествия, а он насчитывает двести с лишним страниц, авиамеханик доложил командиру экипажа, что самолет чистый, и не стал его обрабатывать. Подъехавшую к лайнеру спецмашину с антифризом механик просто развернул. Командир же, согласно видеозаписи с камер наружного наблюдения, все-таки осмотрел самолет, но лишь формально.
"В течение нескольких секунд КВС задержался около правого двигателя, затем проследовал вдоль бортов фюзеляжа, остановился у левой основной стойки шасси, после чего проследовал в кабину", - говорится в отчете МАК. Хотя до этого лайнер более семи часов простоял на аэродроме под открытым небом. Накануне около полуночи он прибыл в Тюмень из Сургута. В тот момент в аэропорту шел ливневый снег с дождем, а температура колебалась у нулевой отметки. И в этих условиях самолет пробыл до утра и покрылся коркой льда.
В 7.33 лайнер оторвался от земли. Полет длился всего одну минуту и семь секунд. АTR начал сваливаться сразу после того, как экипаж убрал закрылки. Рухнув, самолет развалился на части и загорелся.
Впрочем, дополнительно усугубить положение, как считают эксперты, могла и усталость пилотов. Согласно отчету МАК, перед последним в своей жизни полетом те отдыхали не более пяти часов, в интенсивном режиме, больше, чем положено, работали и в предыдущие месяцы. С 2009 года у того и другого скопилось более ста дней неиспользованного отпуска.