Путин назвал атаку на Су-24 "огромной ошибкой" Анкары

После конференции по климату в Париже и встреч с коллегами глава государства ответил на вопросы журналистов. На вопрос корреспондента "Российской газеты", не жалко ли ему отношений с Турцией, учитывая, что уровень партнерства был беспрецедентным, президент ответил: "Я думаю, что нам всем жалко. И мне лично очень жалко, потому что я сам лично очень многое сделал для строительства этих отношений в течение длительного периода времени".

"Но есть проблемы, которые возникли уже давно, и которые мы пытались решить в диалоге с нашими турецкими партнерами", - продолжил российский лидер и привел пример: "Мы давно просили обратить внимание на то, что представители террористических организаций, которые воевали и пытаются воевать с нами с оружием в руках в отдельных регионах России, в том числе - на Северном Кавказе, "всплывают" на территории Турции".

Москва просила Анкару прекратить такую практику. "Тем не менее, фиксируем, что они находятся на территории Турецкой республики, проживают на охраняемых спецслужбами и полицией регионах, а потом, используя безвизовый режим, "всплывают" опять на нашей территории и мы продолжаем с ними бороться", - заметил президент.

Владимир Путин констатировал, что эти проблемы созрели давно и Москва многократно поднимала их "и на уровне спецслужб по партнерским так называемым каналам, и на уровне МИДов, и на высшем политическом уровне". "К сожалению, мы не видели партнерской реакции на все наши озабоченности", - сказал он. "Жаль, что проблемы приходится решать вот в такой обстановке, но это не наша вина, это не наш выбор", - заключил президент.

Тема сбитого российского самолета звучала практически во всех встречах российского лидера с коллегами. Большинство разделяют тезис, что не было необходимости наносить удар по незащищенному российскому бомбардировщику, который Турции не угрожал. Есть основания полагать, что Су-24 был сбит для обеспечения безопасности поставок нефти в Турцию запрещенной в России группировкой "Исламское государство".

Это было "продиктовано желанием обеспечить безопасность этих путей доставки нефти на территорию Турции как раз к портам, откуда они отгружаются в танкеры", - пояснил Путин. "А защита туркоманов - это только предлог", - добавил он.

Президент напомнил, что российские летчики пишут на ракетах: "За наших" или "За Париж", имея ввиду возмездие за погибших во время теракта против лайнера над Синаем или жертв взрывов в столице Франции. "А этот бомбардировщик сбил самолет ВВС Турции; о чем же можно говорить, о какой широкой коалиции?" - спросил он. "Мы слышали от турецкой стороны, что не президент Турции принимал решение, что это принимали решение другие лица. Для нас это, в общем, не имеет большого значения, а важно, что в результате этой преступной акции погибли два наших военнослужащих... Это огромная ошибка", - считает российский лидер.

Глава государства также сказал, что у него с американским коллегой есть общее понимание по политическому урегулированию в Сирии. "Если мы говорим о необходимости политического урегулирования, то нужно работать над новой Конституцией, над новыми выборами и контролем за их результатами", - сказал он. "Мы говорили о Сирии, прежде всего", - отметил Путин.

О том, что в ближайшее время должно быть в центре внимания, а это список террористических организаций и так называемой здоровой оппозиции. Но не получится создать широкую коалицию по борьбе с "ИГ", пока кто-то использует террористов для достижения сиюминутных политических целей.

"Мы все равно будем стремиться к тому, чтобы сложилась действенная, эффективная широкая коалиция, - сказал президент. - За то, чтобы региональные, местнические или финансовые интересы ушли на второй план перед глобальной угрозой террора". В целом все лидеры сходятся в том, что решить сирийскую проблему можно исключительно политическими средствами, добавил Путин.