Сегодня в странах ЕАЭС действуют разные регуляторные подходы. В нашей стране аудиторская деятельность регулируется прежде всего федеральным законом об аудиторской деятельности. Основная идея этого документа - расширение функциональных аспектов саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием. То есть закон обеспечивает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов саморегулируемым организациям аудиторов (СРОА). Аналогичные некоммерческие СРО (профессиональные организации бухгалтеров), которые должны содействовать развитию, совершенствованию и унификации процедур аудита, уже действуют в Казахстане. Однако в Беларуси аудиторские организации могут начать работать сразу после государственной регистрации при соблюдении таких требований, как двухлетний стаж работы в сфере аудита и при наличии не менее пяти аудиторов в штате организации. Саморегулирование аудиторской деятельности здесь не предусмотрено. В Казахстане аудит является лицензируемым видом деятельности, а в России и Беларуси таких ограничений нет. Участникам ЕАЭС предстоит выработать единый подход к регулированию аудиторской профессии, что потребует согласованных действий различных государственных органов. Не исключено, что в результате согласования позиций может быть создан наднациональный регулятор.
Следующей проблемой, которую предстоит решить, являются национальные ограничения в допуске аудиторов к работе с отдельными категориями субъектов аудита. В РФ обязательный аудит так называемых общественно значимых хозяйствующих субъектов не может проводиться индивидуальными аудиторами. В Казахстане существует отдельный перечень аудиторских организаций, которые имеют право аудировать публичные компании, акции которых обращаются на Казахстанской фондовой бирже. При условии сохранения ограничений на пространстве ЕАЭС их механизм должен быть унифицирован и установлены общие правила работы.
С точки зрения унификации стандартов аудита наиболее логичным будет признание международных стандартов аудита (МСА) на территории всех стран, входящих в ЕАЭС. Например, в Казахстане аудит уже осуществляется в соответствии с международными стандартами, которые не противоречат национальному законодательству. Они размещены в открытом доступе на казахском и русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию от Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров (таким правом обладает Палата аудиторов Республики Казахстан). 11 июня 2015 года правительство РФ приняло Положение о признании МСА на территории России, и в настоящее время осуществляется техническая работа по документальной базе МСА. В Республике Беларусь действуют собственные национальные стандарты аудита, которые в отдельных аспектах существенно разнятся с положениями МСА.
Не следует забывать и о значительных различиях в стандартах подготовки бухгалтерской отчетности. Казахстан опередил своих соседей, провозгласив десять лет назад переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) для общественно значимых организаций и субъектов крупного предпринимательства. В других государствах ЕАЭС превалируют национальные стандарты бухгалтерского учета, что предъявляет специфические требования к квалификации местных аудиторов.
Одновременно с созданием единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС считаю закономерным скорейший переход к подготовке отчетности по МСФО как минимум публичных компаний и крупного бизнеса. В России, к сожалению, мы наблюдаем замедление данного процесса, обусловленное ограничениями в доступе к зарубежным рынкам капитала, хоть и очевидно, что эти ограничения имеют временный характер.
Сейчас сложно спрогнозировать, каким образом изменятся требования к аудиторским компаниям со стороны регулятора, поскольку не определен формат регулирования рынка аудиторских услуг. Целый ряд аудиторских компаний уже сегодня в полном объеме применяет в своей деятельности МСА, строго придерживаясь кодекса профессиональной этики. С высокой долей вероятности на общем рынке сохранится формат саморегулирования аудиторской деятельности, отменятся требования по ее лицензированию.
Если говорить об основных игроках международного рынка, то сейчас практически монопольная позиция компаний "большой четверки" обусловлена в большей степени не требованиями регуляторов, а запросами пользователей отчетности, являющейся объектом аудита. К таким пользователям прежде всего относятся кредитные организации и инвесторы, зачастую зарубежные. Для них важно получение объективной и максимально точной финансовой информации, составленной по понятным правилам. Зачастую они не осведомлены об уровне профессиональной компетенции региональных аудиторских компаний и, соответственно, делают выбор в пользу проверенных поставщиков данных услуг.
Создание единого рынка аудиторских услуг в ЕАЭС будет иметь множество последствий, которые неизбежно повлияют на существующее положение дел. Думаю, нас ждет консолидация участников рынка аудиторских услуг. Те аудиторские компании, которые смогут предложить единообразный с точки зрения качества продукт на всем пространстве ЕАЭС, получат значительное конкурентное преимущество, "отъев" долю рынка компаний "большой четверки". Реализация идеи ЕАЭС говорит о необходимости повышения уровня доверия между сопредельными государствами. Это доверие также должно распространиться на бизнес стран ЕАЭС, повернув его лицом к собственным профессиональным аудиторам.