Новости

01.12.2015 00:41
Рубрика: Экономика

Готов помочь и рискнуть

Большинство россиян (71%) положительно относятся к предпринимательству, показало глобальное исследование бизнес-климата в мире Мюнхенского технического университета и компании Amway.

Этот показатель ненамного ниже среднемирового - 75%. Мужчины и женщины относятся к предпринимательству одинаково положительно (72 и 70% соответственно). При этом люди до 35 лет больше одобряют самозанятость (86%), чем старшее поколение. Люди с высшим образованием настроены более положительно к бизнесменам (80%), чем лица без него (68%).

- Динамику отношения к предпринимательству в России можно назвать стабильной. С одной стороны, изменения в один процентный пункт укладываются в статистическую погрешность. Однако понятно, что текущая экономическая ситуация и падение платежеспособного спроса потребителей делают задачу предпринимателей более сложной. В то же время наш опыт взаимодействия с минэкономразвития и региональными властями, управляющими программами поддержки малого предпринимательства говорит о целенаправленной работе государства по улучшению деловой среды для предпринимательства в виде конкретных инструментов поддержки: финансовых гарантий субсидирования кредитов, учебных программ, - отмечает генеральный директор Amway в России и Казахстане Ричард Стивенс. - При анализе отношения к предпринимательству необходимо делать основной фокус на значительном потенциале, который есть в России, в части дальнейшего развития. Если сравнивать значение этого показателя с другими странами, где проводился опрос, сейчас Россия находится чуть ниже среднего уровня (с 71% положительного отношения к предпринимательству), в то время как в стране N 1 по положительному отношению к предпринимательству этот показатель достигает 96%.

Предпринимательский потенциал в России вырос по сравнению с прошлым годом: 37% россиян допускают возможность начать свое дело против 34% в 2014 году. Рост активности обусловлен рядом причин, полагает Владимир Уколов, профессор Института МИРБИС: "Сейчас растет конкуренция на получение работы в госорганах, где на фоне необходимых сокращений происходит все более качественный отбор персонала. На фоне обострившейся безработицы у части населения появляется желание работать на себя. В особенности сейчас бизнес-идеи могут быть реализованы более успешно, когда вступают в силу налоговые льготы и снижается количество проверок для предпринимателей, оказывается поддержка на местном уровне власти. Кроме того, желание заняться бизнесом доминирует у молодежи, которая при наличии высокого интеллектуального потенциала и организаторских способностей стала более самостоятельной и активной. Эксперты отмечают рост вовлеченности в предпринимательство самой молодой группы (18-24 года), где 22% делают первые шаги в создании бизнеса".

Российский предпринимательский потенциал находится на уровне ниже среднемирового - 43%. Однако общая картина в России по сравнению с прошлым годом все еще выглядит довольно оптимистичной, уверена Галина Широкова, профессор, директор Центра предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета: "Самым важным для России результатом является то, что большинство людей не верит, что обладают достаточными способностями для начала собственного дела. Более того, для россиян наиболее значимым фактором в пользу начала своего бизнеса является возможность дополнительного дохода, что говорит о том, что они в целом недовольны существующим уровнем оплаты труда и ищут дополнительные способы заработка".

Среди россиян до 35 лет готовы заняться бизнесом 54%, от 35 до 49 лет - 32%, старше 50 лет - 23%. Любопытно, что еще год назад вероятность начать свое дело среди опрошенных старше 50 лет допускали лишь 16% респондентов. Одна из причин роста показателей - увеличение группы людей, намеренных заняться бизнесом вынужденно, из-за невозможности найти другую работу. "Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что растет количество граждан, лишившихся работы. Особенно эта тенденция стала заметна начиная с III кв. 2015 года. В отличие от кризиса 2008 года ситуация такова, что отсутствуют альтернативные рабочие места. Если раньше люди, оставшиеся без работы, устраивались быстро, то сейчас такой перспективы не предвидится, и люди вынуждены искать себя в самозанятости. Между тем эффективность такого предпринимательства невысока - это в большей степени хватание за соломинку", - отмечает Алексей Каневский, председатель Комитета по экономике Московского отделения "ОПОРЫ России". Такой же точки зрения придерживается Алексей Головченко, руководитель комитета ОРВ "Деловой России": "Руководители нескольких крупных холдингов говорили мне о том, что сейчас у них стоит задача правильно сократить персонал. Во-первых, технологии производства стали лучше, у предприятий нет необходимости в том количестве персонала, который у них был. Во-вторых, экономическая ситуация в стране непростая. В-третьих, с кадрами дела стали обстоять лучше, сейчас нет надобности вместо одного квалифицированного работника, способного качественно сделать работу, держать трех, каждый из которых делает работу так себе. Разумеется, в результате сокращений высвободилось большое количество людей. Возможно, часть из них действительно пошла в предпринимательство, в первую очередь в мелкий бизнес".

Происходящие социально-экономические изменения заставляют людей выходить из зоны комфорта и пробовать свои силы в непривычных и зачастую неожиданных сферах деятельности. Примеры успешных мировых стартапов показывают, что именно кризис подталкивает людей реализовать свои идеи. "Предпринимательский потенциал растет не только в России, но и во всем мире. Сегодняшние технологии делают гигантский прорыв в части индивидуального обслуживания потребителей. Эта сфера представляет особый интерес для молодежи. Возможно, поэтому в России в категории до 35 лет предпринимательский потенциал в два раза выше, чем в категории после 50 лет. С учетом этих данных можно говорить о том, что для многих молодых людей собственный бизнес как карьера может представлять значительно больший интерес в условиях растущей конкуренции на рынке труда наемных работников", - подчеркивает Стивенс.

Специфика нашей страны сейчас проявляется в том, что для россиян основной причиной начать собственный бизнес является получение дополнительного дохода. Это радикально отличается от показателей в среднем по миру, в США, Европе, где ключевыми факторами являются независимость от работодателя и самореализация. Это подтверждает тезис о том, что некоторые люди вынуждены искать возможности собственного бизнеса.

Примечательно, что в России мужчины (43%) с большей вероятностью готовы решить начать собственный бизнес, чем женщины (33%). При этом из намеренных заняться бизнесом (37%) лишь 5% уже являются предпринимателями. Несмотря на то что власти прилагают большие усилия по стимулированию МСБ, результатов на данный момент, к сожалению, не видно, констатирует Павел Сигал, первый вице-президент "ОПОРЫ России".

Предпринимательский разрыв, то есть разница между теми, кто готов открыть бизнес, и теми, кто уже имеет свое дело, составляет 32%. Это соответствует среднемировым показателям (33%). "При сопоставимых цифрах, характеризующих разрыв, процент предпринимателей в России в два раза меньше, чем в среднем по миру (5% и 10% соответственно). Важным барьером является еще и страх неудачи, и отсутствие уверенности в своих силах и компетенциях, - говорит Стивенс. - Это подтверждается и результатами исследования, которые говорят о том, что показатель доступности навыков и ресурсов для открытия бизнеса в России более чем в два раза ниже среднемирового показателя (23% и 47% соответственно). Мы убеждены, что первостепенная задача, необходимая для развития предпринимательства и снижения этого разрыва, это реализация информационных и образовательных программ для потенциальных предпринимателей".

Исследование также показало, что больше половины россиян (56%) уверены, что российское общество является дружественным для предпринимательства. При этом на восприятие дружественности общества для предпринимательства влияет наличие высшего образования. Лица с высшим образованием оценивают российское общество как более дружественное для предпринимательства, чем респонденты без диплома (63% против 52%). В среднем по миру 50% опрошенных отмечают свое общество как дружественное для предпринимательства. "Наиболее удивительным результатом российского опроса является представление об основных качествах предпринимателей. Большинство российских респондентов полагают, что предприниматели хотят получать от жизни удовольствие, любят быть за главного и говорить другим, что делать (так считают 80% опрошенных). Возможно, данные представления просто отражают текущие сдвиги культурных ценностей и перехода к более индивидуалистическому обществу", - резюмирует Галина Широкова.

ТЕКСТ. Инфографика: Леонид Кулешов/Елена Березена/"РГ"