Речь не только о запрете хостелов в жилых домах, но и о краткосрочной аренде квартир, и о деятельности сервисных апартаментов и домашних отелей. Первое чтение законопроекта состоится в декабре. Однако Общественная палата РФ, проведя "нулевые чтения", посчитала его принятие несвоевременным и нелогичным.
В пояснительной записке авторы законопроекта утверждают, что использование жилья в качестве средств временного размещения, безусловно, нарушает права других собственников. При этом не приводят никакой статистики, более того, есть ощущение, что они вообще не осознают масштаб и характер нарушений. Мы проводили экспертный анализ и выяснили, что на "буйных" соседей граждане жалуются в процентном отношении столько же, сколько на мини-отели и хостелы. Зачастую люди не видят разницы между добросовестным хостелом и ночлежкой для мигрантов, потому что и там, и там "в подъезд приходят незнакомцы".
Интересно, что в начале 2015 года аналогичный законопроект уже получил отрицательный отзыв правительства РФ и Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. В частности, было отмечено, что ужесточение регулирования может ощутимо увеличить неконтролируемый рынок так называемых квартир посуточно, где трудно говорить о суммах уплаченных налогов и уровне сервиса. Не понятно, зачем в течение года делается уже вторая попытка ограничить использование жилых помещений в качестве мест временного проживания. Более того, расширяется круг лиц и объектов, на которые распространяется запрет. Как известно, в Крыму, Краснодарском крае и других активных туристических зонах жилфонд традиционно используется для размещения отдыхающих.
Законопроект ограничивает права собственников жилых помещений, указала в своем заключении ОП РФ. Напомним, что ч. 2 ст. 288 ГК РФ позволяет им использовать жилое помещение как для собственных нужд, так и для проживания других граждан на основании договора. Эта норма фактически дублируется в ч. 1 ст. 17 ЖК РФ.
На самом деле инициаторы законопроекта прекрасно осознают, что никакого безусловного нарушения прав соседей при использовании жилых помещений под гостиницу не возникает. Более того, они планируют во втором чтении внести в документ норму, которая позволит общему собранию жильцов "давать добро" на открытие хостела. Сама по себе идея неплохая, однако откуда люди могут заранее знать, грозит им чем-то размещение хостела в доме или нет? Очевидно, что на всякий случай будут голосовать "против". Таким образом, конституционное право собственника на использование своей квартиры оказывается в тесной зависимости от настроя соседей. Если открытие хостела все же удастся согласовать, закрыть его принудительно можно будет только через суд, но такая практика в стране уже сложилась. В чем тогда смысл нововведений?
Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, рекомендует размещать хостелы либо в нежилых помещениях, либо на первых этажах при условии их перевода в нежилой фонд. Согласно ч. 2 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое допускается, только когда можно технически оборудовать отдельный вход в него. Выполнить это требование в Москве практически нереально: правила переустройства и (или) перепланировки в многоквартирных и жилых домах, утвержденные в 2011 году, запрещают пристраивать входы и тамбуры с устройством крылец. Организовать отдельный вход можно только в рамках реконструкции дома. Для микробизнеса, которым являются малые средства размещения, это просто непосильная задача. Допустим, в Екатеринбурге при загрузке хостела на 100% в месяц можно заработать от 50 до 150 тыс. руб. чистой прибыли. Это далеко не доходы крупных отелей, а переоборудовать нежилое помещение в хостел тоже потребует затрат.
Сегодня в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах мини-отели, хостелы, сервисные апартаменты, меблированные комнаты и т.п. распространены очень широко, причем не менее 70% таких объектов находятся в жилых помещениях без отдельного входа. К примеру, в Екатеринбурге из 60 хостелов его не имеют 45. Если законопроект будет принят, их придется закрыть. Общее количество бюджетных койко-мест в городе сократится с 1200-1500 до 375, а 450 человек останутся без работы.
Ту же Москву в год посещают около 16,5 млн гостей, из них в гостиницах останавливаются всего 5,5 млн. В Санкт-Петербурге каждые сутки бронируется около 31 тыс. мест в мини-отелях и хостелах. Очевидно, что запрет на оказание гостиничных услуг в жилфонде ликвидирует цивилизованную часть этого рынка. Также возникнет дефицит недорогих и в то же время качественных мест размещения.
Деятельность мини-отелей и хостелов, как и любую другую, надо контролировать. Однако целесообразно использовать иные способы регулирования. Так, в рамках подготовки к ЧМ-2018 вводится обязательная классификация средств размещения. Если существует необходимость установить дополнительные требования к хостелам, лучше сделать это в рамках классификационных требований. Уместно будет включить при этом корреспондирующие нормы в нормативно-правовые акты об ответственности за нарушения соответствующих стандартов.