Украина может его избежать, более того, она может избежать и таможенных пошлин на поставки в Россию. Российская делегация во главе Алексеем Улюкаевым улетела в Брюссель с предложением установить количественные ограничения (квоты) на импорт украинских сельхозтоваров и продовольствия, а также количественные "триггеры" на непродовольственный импорт (всего по 52 товарным группам) - при превышении определенного порога поставок Россия сможет ввести пошлины на них.
Об этом "РГ" рассказала помощник министра экономического развития, пресс-секретарь Елена Лашкина.
Речь о товарах, по которым Украина в торговле с ЕС обнулит или резко снизит пошлины, когда вступят в силу замороженные пока статьи экономической части соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Россия хочет защититься от перетока европейской продукции на свой рынок.
Объемы квот не раскрываются, но, видимо, они будут исходить из текущих поставок продовольствия и сельхозсырья из Украины в Россию. Как рассказали в минэкономразвития, импорт этой продукции по весу упал в два раза - до 311,1 тысячи тонн в январе-сентябре этого года, а по стоимости (учитывая девальвацию рубля и гривны) - в четыре раза, до 234,8 миллиона долларов, что составляет 5,5 процента украинского импорта в Россию.
Замена эмбарго и пошлин квотами и "триггерами" будет возможна, только если Украина и ЕС пойдут на уступки, которые снизят для России ущерб от одновременного пребывания Украины в двух зонах свободной торговли - с СНГ и ЕС. По словам Елены Лашкиной, настаивает Россия вот на чем.
Во-первых, это создание механизма обмена данными о движении товаров и транспортных средств между ЕС, Украиной и Россией и усиление контроля за страной происхождения товаров во взаимной торговле. Это нужно, чтобы опять-таки не допустить ввоза европейской продукции в РФ под видом украинской.
Во-вторых, это сохранение (наряду с вводимыми нормами ЕС) порядка допуска российской сельхозпродукции на украинский рынок по правилам СНГ, а также применение Украиной действующих между ЕС и РФ договоренностей в этой сфере - тоже для контроля за перетоком европейских товаров.
В-третьих, новое, унифицированное с европейским законодательство Украины не должно распространяться на экспорт и транзит российских энергоресурсов. На новые контракты оно может распространяться только после вердикта ВТО по иску России по "третьему энергопакету" ЕС. В-четвертых, Украина должна подтвердить обязательства по защите российских инвесторов и инвестиций на Украине в соответствии с действующим российско-украинским соглашением. Это важно, поскольку в Киеве звучат разные призывы на этот счет, вплоть национализации "дочек" крупных российских компаний и банков.
Наконец, в области технического регулирования Россия просит о переходном периоде на Украине до 2025 года в 15 чувствительных для нас секторах, в частности, по подъемно-транспортному оборудованию, сельхозтехнике, автомобильной, фармацевтической, легкой промышленности, деревообработке.
По оценке одного из участников переговоров, заместителя руководителя Росстандарта Александра Зажигалкина, по этому блоку договориться легче всего, было бы желание. Во-первых, российская сторона предлагает сохранить действие и возможность переоформления сертификатов, выданных российским производителям на Украине. Иначе нашим экспортерам придется проходить сертификацию заново, причем, по сути, полностью по европейским правилам. Они в ряде случаев требуют более дорогой и длительной процедуры подтверждения соответствия, а также предполагают, что у экспортера должно быть представительство в той стране, куда идут поставки. Понятно, что далеко не каждому экспортеру это под силу. Россия просит разрешить применять ГОСТы и после введения европейских техрегламентов.
"Тем самым, если продукция является предметом взаимной торговли России и Украины, производитель будет оценивать ее соответствие по ГОСТам, а если продукция будет экспортироваться из Украины в Европу, - по европейским стандартам, - рассказал "РГ" Александр Зажигалкин. - Мы исходим из того, что если Украина хочет одновременно оставаться и в зоне свободной торговли СНГ и войти в зону свободной торговли с ЕС, логично стремиться соблюдать технические нормы обоих торговых союзов. И речь, подчеркну, идет только о документах добровольного применения - стандартах, введение на Украине европейских техрегламентов мы не оспариваем".
На самом деле это и в интересах украинской промышленности, в первую очередь предприятий, ориентированных на российский рынок, продолжает Александр Зажигалкин. Они не готовы к резкому переходу на европейское техрегулирование и просто уйдут с рынка - их продукция не востребована в Европе, а место "выбывших" займут европейские компании.
"Но позиция Украины - во что бы то ни стало идти по пути принятия европейского законодательства и отказаться от технического нормирования в СНГ. В большей степени переговоры идут с европейскими экспертами, которые вроде бы готовы к обсуждению, но в документах, которые нам представляют коллеги из ЕС, наши предложения не отражаются. Одно из основополагающих требований российской стороны - о юридическом оформлении результатов переговоров - не находит ответа со стороны Украины и ЕС", - заключает Александр Зажигалкин.
На Украине при этом идет планомерная имплементация европейских норм в сфере технического регулирования. Продолжается массовая отмена межгосударственных стандартов ГОСТ и принятие европейских стандартов в формате национальных стандартов Украины (ДСТУ ЕН). Уже принят и действует 21 из 24 заявленных техрегламентов, которые определены соглашением об ассоциации Украины и ЕС как приоритетные. В августе этого года, несмотря на "заморозку" соглашения об ассоциации, на Украине была принята стратегия развития техрегулирования, в которой предусмотрен безальтернативный переход к европейской системе. К стратегии приложен план из 58 пунктов, предусматривающий доработку техрегламентов, принятие около 5 тысяч европейских стандартов и меры по адаптации украинской промышленности. При этом для реализации плана украинская сторона надеется на финансирование из ЕС в формате технической помощи.