Об этом на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень.
Михаил Александрович, обойдемся ли мы без турецких строителей и их стройматериалов? Ведь они возводят сложные, высокотехнологичные объекты, и турецкая рабочая сила - высококвалифицированная.
Михаил Мень: За последние 15 лет ситуация сильно изменилась. В 1990-е годы монолитное строительство только приходило в Россию, и у всех сложилось впечатление, которое осталось и сейчас, что монолит - это прерогатива турецких строителей.
На самом деле, сегодня это уже не так. Наши строительные компании и подрядчики сами возводят монолитное жилье разного уровня сложности.
К тому же сегодня наша отрасль импортозамещена так, как никакая другая. Если взять жилье экономического класса, за которое министерство строительства и ЖКХ отвечает в первую очередь, то станет ясно, что за последние годы сделан серьезный рывок вперед.
Во-первых, по экспертным оценкам, от 85 до 90 процентов материалов, которые используются при строительстве монолитного жилья и при современном панельном домостроении, производится на территории России. Во-вторых, турецкие рабочие не занимаются строительством домов экономического класса. Поэтому наши жители не почувствуют каких-либо изменений ни в цене, ни в сроках сдачи, ни в качестве нового жилья.
К тому же российские производители уже постепенно замещают и выпадающие 10-15 процентов стройматериалов. На днях я ездил в город Лобня в Московской области и открывал производство по добавкам к бетону. Этим занимается международная компания, которая делает бетон современным и дает возможность использовать его в разных конструкциях, в том числе в монолите, для залива полов, при работе в сложных зимних условиях.
У нас пока есть проблема с насосными агрегатами, но сегодня уже одна из российских компаний вместе с "Роснано" планирует строительство подмосковного завода по производству насосов для жилищно-коммунального хозяйства. Думаю, мы в обозримом будущем доведем этот процесс до конца, и уровень импортозамещения в отрасли вырастет с 85-90 процентов до 100.
Что касается жилья бизнес-класса: там применяются, в том числе, импортные отделочные материалы, но это личное дело тех, кто вкладывает деньги в подобное строительство.
Что будет с теми объектами, в которых уже участвуют турецкие компании?
Михаил Мень: Важно помнить, что сегодня мы говорим о запрете заключения новых контрактов с турецкими компаниями на новых объектах, что, я считаю, правильно в данной политической ситуации. Мы уже представили свои предложения в правительство РФ.
Нам кажется, что здесь никаких проблем не будет, и это не только мнение министерства, но и экспертного сообщества. В последние дни мы активно с ним сотрудничали, опрашивали, чтобы не допустить ошибок при составлении предложений в правительство.
Кстати, без цемента, который поставляется из Турции в южные регионы, в том числе в Краснодарский край, мы тоже можем обойтись. Рынок в состоянии переориентироваться на отечественное производство, так как объемов поставок у нас хватит.
В каких проектах сейчас уже заняты турецкие рабочие, и смогут ли российские специалисты их заменить?
Михаил Мень: Например, турецкие рабочие участвуют в строительстве стадионов для грядущего чемпионата мира по футболу. Это важная не только спортивная, но и государственная задача.
Что касается стадиона "Лужники", то здесь окончательное решение должно принимать правительство Москвы. Пока позиция следующая: если потребуется, столица справится без турецких подрядчиков.
В Саранске строится тренировочный стадион, там тоже работают турки, тему обсуждают. Думаю, и там можно будет обойтись собственными силами.
Еще один стадион в работе в Самаре, в его возведении тоже участвуют турки. Еще частью объектов комплекса "Москва-Сити" занимаются представители Турции, но, повторю, здесь никакого напряжения нет, российские специалисты смогут справиться с поставленными задачами.
Полную версию "Делового завтрака" с Михаилом Менем читайте в ближайших номерах "РГ".