Депутаты предложили отменить транспортный налог

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект об отмене транспортного налога. Необходимость ликвидировать платеж авторы документа объясняют низкой собираемостью средств с автовладельцев и наличием дублирующих платежей. Разработчики документа указывают на то, что система сбора транспортного налога неэффективна. В целом по России эти сборы не достигают даже половины от запланированных к поступлению в бюджеты средств.

"На сегодня налицо большие проблемы с администрированием транспортного налога: это и несогласованность действий ГИБДД и ФНС, нестыковка баз данных этих ведомств, большой объем работы для налоговиков, судебных приставов и невысокий уровень налоговых поступлений в бюджет, - говорит Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП". - Существующая система сбора транспортного налога малоэффективна: средства и ресурсы, которые государство тратит на его администрирование, часто не оправдываются достигаемым экономическим эффектом".

К тому же транспортный налог как один из источников пополнения дорожных фондов не учитывает специфики пользования дорогами. Собственники платят за автомобили вне зависимости от того, пользуются они транспортными средствами (ТС) или нет, а тариф рассчитывается в зависимости от места регистрации машины, но без учета региона, в котором автомобиль эксплуатируется. Ко всему прочему, размер транспортного налога не зависит от ущерба, который наносит ТС дорогам. Например, ставка на автобусы и грузовые автомашины до 200 л.с. составляет 5 рублей, что соответствует ставке и на мотоциклы от 35 л.с. (ст. 361 кодекса). Но при этом вклад в причинение ущерба автодорогам у автобусов выше, чем у мотоциклов.

К тому же недавно был введен сбор с 12-тонников за проезд по автодорогам общего пользования федерального значения. Учитывая, что доходы от взимания этой платы, как и транспортный налог, зачисляются в дорожные фонды, складывается крайне несправедливая ситуация, когда владельцы грузовиков и спецтехники вынуждены платить два обязательных платежа на одну цель. А если учесть акциз на топливо, сборы от которого также пополняют региональные дорожные фонды, получается тройная переплата владельцев большегрузов за пользование дорогами, двойная - для владельцев других транспортных средств. "Правильнее говорить не об отмене транспортного налога, а о его замене другими налогами или сборами, - считает Сергей Елин. - Сейчас, к примеру, разрабатывается законопроект о налоге с транспортных средств, который будет рассчитываться в зависимости от экологического класса автомобиля".

Однако такие резкие налоговые перемены могут быть несвоевременны. "Бюджеты регионов и так дефицитны, отмена транспортного налога только ухудшит ситуацию, - считает председатель комитета по транспорту Московского отделения "ОПОРЫ России" Игорь Ребельский. - Скорее всего, законодатель намерен предложить впоследствии какую-то альтернативу транспортному налогу, опираясь на зарубежный опыт: например, ввести налог на имущество для собственников транспортных средств и рассчитывать его исходя из стоимости автомобиля; включить налог в стоимость топлива; предусмотреть экологический сбор с владельцев автотранспорта". Однако кризис - не лучшее время для подобных решений, считает эксперт и советует подождать с экспериментами до лучших времен.