Но даже при худшем варианте развития событий помидоры по 400 рублей за килограмм стоить не будут. Если, конечно, продавцы не захотят необоснованно нажиться на покупателях. Об этом и многом другом "Российской газете" рассказала глава Ассоциации "Теплицы России" Наталия Рогова.
Наталия Дмитриевна, на ваш взгляд, есть у нас возможность увеличить производство овощей, чтобы на фоне ситуации с Турцией в осенне-зимний период наполнить наши прилавки?
Наталия Рогова: Если говорить о нынешнем осенне-зимнем периоде, то нет. Дело в том, что выращивание огурца во втором обороте уже закончилось, а с первого оборота огурцы из наших теплиц будут поступать в продажу после 10 февраля. В декабре, январе и феврале огурец будет поступать только при выращивании при дополнительном освещении, так называемая "светокультура", но это объем выращивания небольшой.
Томаты из защищенного грунта поступают только при дополнительном освещении, и до апреля 2016 года, по предварительной информации, получим около 7,5 тысячи тонн, в том числе в декабре чуть более одной тысячи. К сожалению, мы не сможем нарастить такой объем производства томатов, который поставляли из Турции именно в этот период. Массовый сбор томатов в наших теплицах производится с апреля. У нас самое активное строительство теплиц началось в последние три года. А это небольшой срок.
Цены на овощи зимой сильно растут из-за сокращения предложения. Сейчас в связи с ситуацией вокруг Турции они вырастут еще сильнее?
Наталия Рогова: Цены растут не из-за того, что сокращается предложение. Зимой сильно вырастает себестоимость такой продукции. В ней 45-50 процентов занимают энергоресурсы (электроэнергия, газ, тепло), затраты на них в холодное время года существенно возрастают.
Если же отбросить сезонность, становится видно, что цены на овощи год к году растут не так уж сильно - в пределах инфляции. На ту величину, на которую у нас дорожают издержки. Например, в октябре прошлого года отпускная средняя цена томатов была 42 рубля за килограмм. В этом году в этот же период - 50-52 рубля. Розничные цены были соответственно 62 и 81 рубль. Разница между оптом и розницей - около 50-60 процентов. А вот уже в ноябре при отпускной цене производителя 65-75 рублей розничная - 150-180 рублей. Это связано с тем, что в это время овощи из открытого грунта и пленочных теплиц не поступают. Бывает, что в отдельных сетевых магазинах и рынках розничная цена томатов 250 рублей и выше. Такие цены устанавливают торговые организации.
Сейчас у некоторых людей складывается впечатление, что после того, как будут перекрыты поставки томатов с Турции, у нас начнется дикий дефицит, цены взлетят. И нашим производителям будет выгодно вкладываться в увеличение площадей своих теплиц.
Наталия Рогова: Я не думаю, что будет дикий дефицит и цены взлетят. Поставки возможны из стран ближнего зарубежья. Да и российская тепличная отрасль развивается.
Ее впервые включили в программу господдержки от 2008 года в части погашения процентной ставки субсидированного кредита. За эти годы было построено около 600 гектар новых теплиц. С этого года инвесторам планируется возвращать 20 процентов прямых понесенных затрат, вложенных в строительство теплиц. Программой развития сельского хозяйства Российской Федерации до 2020 года предусматривается увеличение общей площади теплиц на 1,5 тысячи гектаров.
Производители будут больше упирать производство томатов?
Наталия Рогова: В защищенном грунте уже сложилась структура производства овощей. Но в сложившейся ситуации она будет меняться. По одному Ставропольскому краю в следующем году почти около 100 гектаров теплиц планируется занять в основном производством томатов. Но продукцию будем получать в следующем году.
А пока поставки из Турции можно заменить поставками из Египта, Ирана, Израиля, Азербайджана и других стран.
То есть не будет такого, что если сейчас прервутся оттуда поставки, то мы на Новый год будем по 400 рублей покупать помидоры?
Наталия Рогова: Нет, тогда уже нужно будет смотреть и торговлю. То есть такой цены просто не должно быть. Даже если будет нехватка. Потому что цену оптовую наши предприятия увеличивают только на тот минимальный процент инфляции, без которого они просто не могут. Потому что подорожало все. И семена, и удобрения, и так далее. Конечно, ниже себестоимости они тоже не могут производить. Нам надо чуть-чуть подождать, потом потреблять свои хорошие качественные продукты, в которых мы все будем уверены. И не будет у нас ни аллергии, ничего такого. Потому что в Турции применяется огромное количество пестицидов и так далее. Наши предприятия используют в основном только биологическую защиту растений. Поэтому у нас продукция высококачественная.
А сколько вообще томатов у нас производится?
Наталия Рогова: Для сравнения, в прошлом году в России было произведено 594 тысячи тонн овощей закрытого грунта, в том числе огурцы, помидоры, перец и баклажаны, салаты, укроп, петрушка и базилик. В этом году мы ожидаем около 650 тысяч тонн. Сейчас в России всего 2050 гектаров действующих теплиц. Основная часть производства - это огурцы, занимают около 70 процентов площадей. На томаты приходится 23-25 процентов.