Новости

30.11.2015 20:32
Рубрика: Власть

Мандат с комфортом

Несмотря на кризис, депутаты сохраняют свои льготы
В Петербурге депутаты отказались вводить мораторий на полеты бизнес-классом для госслужащих. Поправка вызвала широкий общественный резонанс, выяснилось, что использование люксовых услуг никак не регулируется.

- Я нечасто езжу в командировки, покупаю билеты только экономического класса, - сообщила "РГ" депутат Ольга Галкина. - Поправку я поддерживала, поскольку в законе пока вообще не прописано, как должны оформляться командировки. Это внесло бы ясность.

И действительно, в законе о статусе депутата Петербурга указано только, что парламентариям оплачиваются командировки. Конкретики нет. Справедливости ради отметим, что петербургским депутатам компенсируют мобильную связь, платят зарплату и освобождают от военной службы. На этом их льготы заканчиваются.

В соседней Ленинградской области вопрос о средствах на депутатские командировки не рассматривают. Здесь предлагают пойти дальше - отменить все выплаты парламентариям с высокими доходами.

- Не секрет, что иногда в законодательных собраниях оказываются совсем не бедные люди, многие владеют колоссальными активами. Все меры обеспечения - зарплата, транспорт, оплата мобильной связи для них - смешные суммы. Так давайте не будем им их выплачивать, - предлагает депутат Владимир Петров.

Он предложил установить порог - 10 средних зарплат по региону. В Ленобласти это 370 тысяч рублей. Если парламентарий зарабатывает больше этой суммы, то его предлагается снимать с довольствия. Поправку Петрова депутаты рассмотрят в декабре. Шансы на принятие нововведения оцениваются как высокие.

Борьба с лишними депутатскими льготами ведется во многих регионах страны. В Петрозаводске, например, попытка ввести дополнительные бонусы вскрылась прямо на заседании горсовета.

Депутаты решили прописать все нюансы своих командировок в специальном положении и себя не обидели: разрешили себе летать бизнес-классом в самолетах, путешествовать в люксовых каютах на морском транспорте, а если уж судьба подкинет им поездку на поезде, то билет им можно брать непременно в "СВ" (текст проекта решения есть в "РГ").

Информация о пожеланиях слуг народа быстро вызвала возмущение горожан, и законопроект переписали, причем жестко. Теперь депутаты должны покупать только самые дешевые билеты, без авансового отчета им отныне компенсируют только плацкарт.

Неплохо устроились слуги народа и в Карельском областном Заксобрании. Например, в местном законе о депутатской деятельности сказано, что за счет бюджета иногороднему парламентарию может компенсироваться аренда жилья в Петрозаводске. Тратить на квартиру можно до 45 тысяч рублей ежемесячно.

Цифра не может не удивлять. На эти деньги скромную двушку можно снять даже в Москве, в Петрозаводске стоимость однушек начинается от 10 тысяч рублей. Правда, скоро аппетиты придется умерить - парламентариям предложили ограничить аренду квартир за бюджетный счет суммой в 21 тысячу. Голосовать депутаты будут в декабре.

В Псковской области в последний раз закон о статусе местных парламентариев менялся в декабре 2013 года. И в нынешней редакции (текст есть в распоряжении "РГ") льгот у парламентариев вагон и маленькая тележка.

В Псковской области депутаты тоже могут снимать квартиры за счет бюджета, предельная сумма найма даже не определена. После избрания в местный парламент законотворец получает "подъемные" на переезд в Псков из расчета половина депутатского оклада на каждого члена семьи. У псковских депутатов отпуск длится 50 дней, телефонную связь и Интернет им официально компенсируют из бюджета. Также народному избраннику положен служебный транспорт, оплата представительских расходов, путевок. Медицинское обслуживание получает не только сам парламентарий, но и члены его семьи. Льготы сохраняются и после выхода на пенсию. За работу в нескольких созывахпри выходе на заслуженный отдых он получает "парашют" - один оклад за каждый год в парламенте. Максимум восемь окладов.

В 2015 году псковскому областному парламенту выделено 65 миллионов рублей. Плюс ко всему 98 миллионов отведено на функционирование специализированного автопарка, которым пользуются не только депутаты, но и высшие чиновники региона.

Суммы в целом не выглядят зашкаливающими, но в Псковской области сам бюджет 2016 года составляет 23 миллиарда рублей, а госдолг - почти 12 миллиардов. При таких условиях гражданам с высоких трибун рекомендуют потерпеть и затянуть пояса.

И все-таки положительные тенденции есть. Например, еще несколько лет назад в большинстве регионов СЗФО в законах о статусе депутатов был пункт об обязательном страховании (или компенсации его семье в размере годового оклада кормильца. Сейчас такой пункт остался только в Псковской области. Уходят в прошлое права на первоочередное обслуживание. Например, в Архангельской области в качестве анахронизма остался пункт, дающий право на внеочередную установку стационарного телефона. Сам факт, что в регионах стали устанавливать планку, где заканчиваются преференции народных избранников, говорит, что процесс запущен.

Между тем

На федеральном уровне парламентарии имеют право пользоваться услугами любых авиакомпаний, поскольку их командировки за рубеж и по стране носят более частый характер и времени на покупку билетов зачастую не так много. Собеседник "РГ" в Совете Федерации рассказал, что при покупке билетов для парламентариев в палате стараются прежде всего исходить из экономии средств и уже потом - из всего остального.

"Если депутатов и сенаторов законодательно обяжут покупать билеты до места командировки и обратно только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств, входящих в Евразийский экономический союз, то мы, конечно, немедленно подчинимся. В Госдуме время от времени появляются такие законопроекты, однако дальше первого чтения они не идут. Сейчас у нас есть четкая установка - экономить, и мы максимально из нее исходим. Где билеты дешевле - там и берем", - отмечает собеседник.

Что касается билетов бизнес-класса, то в этом году депутатам и сенатором было рекомендовано летать в командировки экономом, однако окончательное решение все равно остается за парламентарием. О запрете билетов бизнес-класса для федеральных законодателей речь не идет хотя бы потому, что если, например, закончились билеты экономкласса и остался только "бизнес", то парламентарий может просто не улететь в командировку.

С другой стороны, в Совфеде стараются экономить бюджетные средства иными способами. Так, в этом году сенаторы отказались от части зарубежных поездок, а также командировок по России. Ранее каждый комитет имел право дважды в год проводить выездные заседания в пределах страны, но в этом году число выездных заседаний решили сократить до одного. Кроме того, с многими странами у парламентариев существуют так называемые "группы дружбы", предполагающие частый обмен визитами, однако сейчас такие поездки российских законодателей также носят единичный характер.

Подготовил Виталий Петров

Власть Работа власти Регионы Экономика Казна Бюджеты регионов Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург