Не одно, так другое
Заместитель полномочного представителя президента в ЦФО Ольга Атюкова назвала обозначенную в повестке проблему не теряющей актуальности многие годы. Рост производства продовольствия налицо: так, в 2014 году округ впервые обеспечил норму потребления мяса. Однако и спрос на продукты достаточно велик.
- ЦФО дает почти четверть валового продукта в РФ: более 30 процентов мяса, 17 - молока, 23 - зерновых, - отметила чиновница. - Но округ является и основным потребителем этой продукции. Сказываются высокая концентрация населения и расположение здесь столицы.
Ольга Атюкова, напомнив о нормах потребления, отметила: если одни регионы производят тот или иной продукт и обеспечивают им еще несколько областей, то другие не могут прокормить даже себя. Так, на Брянщине на душу населения приходится 905 килограммов картофеля при норме почти в десять раз меньше, Белгородчина может обеспечить мясом еще несколько подобных ей регионов. А вот фруктов и ягод в ЦФО - острый дефицит, ни в одном субъекте не производят по 90 килограммов на человека. Ближе всех к этому уровню Липецкая область с показателем 71 килограмм, но и там есть, куда расти.
Полезная стратегия
Впрочем, объемы продовольствия, как выяснилось, напрямую зависят от качественных показателей рынка в целом. Белгородский губернатор Евгений Савченко отметил, что в минувшем году предприятия региона произвели продуктов на 500 миллиардов рублей, а в ближайшие два-три года планируют выйти на триллион. Это не только мясо, но и молоко, масложировая и кондитерская продукция.
- Но с чем мы сталкиваемся? Первая проблема - засилье импорта, и ее нам постепенно удается преодолевать, - отметил чиновник. - Однако сейчас, когда на российский рынок продовольствия вышли отечественные товаропроизводители, когда они почувствовали интерес к импортозамещению и наращиванию производства, подкралась вторая сложность - фальсификат и контрафакт. Эту продукцию можно выпустить из самого дешевого материала. Но те, кто делает качественную, становятся неконкурентоспособными на своем же рынке.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова согласилась с тем, что ситуацию давно пора менять с помощью законодательных решений. Она напомнила, что ГОСТы и технические регламенты стали лишь рекомендуемыми стандартами, да и в целом требования к качеству продуктов ушли из документов регулирующего характера. В то же время контроль производства, реализации и ввоза пищевой продукции стал слабее.
- Мы констатируем, что качество импортных товаров снижается, - сказала она. - И главное - даже если иностранный продукт соответствует показателям безопасности, у нас он иного качества, нежели тот, что продается за рубежом. В качестве примера приведу немецкое пиво. В Германии оно имеет один вкус, но в России - под тем же брендом - совсем другой. Кроме того, все сомелье знают, что виноделы готовят два разных объема для России и Канады. Для нас им нужно соответствовать семи показателям качества, а для канадцев - 23.
Пока же нормативно не закреплено даже само понятие качества продукции, в которое, по мнению экспертов, должны войти и безопасность, и потребительские свойства, и ценность для рациона человека. Иными словами, любой продукт должен быть полезен, хотя на деле главное требование к продовольствию - "не навреди". И еще один фактор: оценкой продукции занимаются шесть разных ведомств, при этом их результаты разнятся.
Именно поэтому в настоящее время разрабатывается Стратегия развития государственной политики обеспечения качества и безопасности пищевой продукции до 2030 года. Внести свои предложения в документ предложено всем заинтересованным. В нем отразят и усиление контроля, и меры ответственности за нарушения законодательства. Значительная часть Стратегии посвящена защите прав потребителей: так, предложено вернуть забытое понятие сортности - чтобы человек понимал, чем отличается высший сорт от первого, какой продукт более качественный, и ориентировался не только на цену.
Слезть с пальмы
Фальсификат, по словам главного санитарного врача, - это отдельная тема. По данным Роспотребнадзора, наличие растительных жиров показали 65 процентов проб сливочного масла и 15 - молока. При этом пятая часть подделок обнаружена в социальной сфере.
Замгубернатора Белгородской области Олег Абрамов заявил, что с мая по ноябрь в регионе исследовали 576 проб продуктов, и из них 260 не соответствовали требованиям качества, причем 160 пришлось на молочную продукцию, в которой обнаружили пальмовое масло. В общей сложности на рынок не попало 150 тонн фальсификата.
Судебные решения вынесены по каждому случаю, однако, уверены местные чиновники, увеличить штрафы для тех, кто допустил выпуск такой продукции, нужно в разы. Пока же бороться с такими поставщиками пытаются всеобщим порицанием - в белгородском "черном списке" 80 предприятий из 33 регионов России и Белоруссии.
На "соседскую" продукцию, которая всегда считалась в России эталоном качества, тоже обратили внимание. Так, владелец кондитерской фабрики "Славянка" Сергей Гусев заявил, что поставщики молочной продукции из сопредельного государства стали грешить продажей "приспособленных молочных изделий".
- У них за это предусмотрено наказание вплоть до уголовной ответственности, но зато российской стороне они рады поставить именно такой продукт, - отметил бизнесмен. В то же время он призвал не настраивать потребителя категорически против пальмового масла.
- Хочется напомнить, что такая же ситуация раньше была с соевыми компонентами для мясной продукции. Говорили, что вредно, но после поняли, что это совсем не так, - отметил он. - Я считаю, что потребитель должен знать: присутствие пальмового масла в молочной продукции - недопустимо, зато в кондитерской - абсолютно оправдано. Так, мы используем производные пальмового масла - кондитерские жиры.
Представитель их поставщика, компании ЭФКО, Константин Самченко в этой связи высказался за предложенное Роспотребнадзором изменение требований к маркировке продукции.
- Нужно указать потребителю весь состав, при этом дать более развернутую информацию, процентное соотношение того или иного компонента, - отметил он.
- В настоящее время понять, что именно мы покупаем, можно лишь с лупой в руках, - подчеркнула Анна Попова. - Поэтому предложено изменить требования к размеру надписи, а также добавить дополнительную информацию.
Все прозвучавшие в Белгороде предложения отразят в Стратегии. Анна Попова, в свою очередь, добавила, что поправки будут внесены и в федеральное законодательство. Во многом от того, как их поддержат в регионах, зависит дальнейшая судьба отечественного продовольственного рынка.