Ярославские власти провели с бизнесменами "откровенный разговор"

Ярославские предприниматели впервые встретились с руководителями органов региональной и муниципальной власти в формате проекта "Бизнес и власть: откровенный разговор".

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфира Бакирова, поводом для встречи "с глазу на глаз" стали многочисленные жалобы, с которыми обращаются к бизнес-омбудсмену.

- В этом году я проехал почти все муниципальные образования региона, пообщался с предпринимателями и знаю об их проблемах, число которых в нынешнем году резко выросло, - пояснил Альфир Бакиров. - И все это - на фоне отсутствия конструктивного диалога с местной властью, что привело к росту недовольства со стороны бизнес-сообщества, недоверия к властным структурам.

По мнению регионального бизнес-омбудсмена, переломить эту ситуацию поможет новый формат диалога, когда приглашенные руководители органов власти напрямую отвечают на вопросы предпринимателей.

- Эта практика уже доказала свою эффективность в других регионах, - уверен Альфир Бакиров. - Наиболее продвинутым в этом отношении стал Татарстан. С 2014 года там прошло уже 19 встреч с руководителями министерств и ведомств, из которых четыре провел непосредственно президент республики Рустам Минниханов.

На первом ярославском "откровенном разговоре" со стороны представителей властных структур на "воротах" стоял зампредседателя правительства региона Михаил Крупин. Ему помогали депутаты Ярославской облдумы, члены регионального правительства, главы муниципальных администраций, руководители контрольно-надзорных структур. С другой стороны со списком из пятидесяти вопросов оказалось около двухсот представителей бизнеса со всей области.

Например, коммерсанты из Угличского, Тутаевского, Переславского, Мышкинского и других районов возмущены тем, что в муниципальных образованиях, в том числе малонаселенных, один за другим открываются сетевые магазины, что приводит к разорению местных производителей сельхозпродукции. И областное правительство, по их мнению, ничего в этой ситуации не предпринимает.

Власти с упреком в свой адрес не согласились. По словам директора регионального департамента АПК Александра Кошлакова, в федеральном законодательстве прописаны ограничения для ретейла, и сегодня максимальный объем рынка, который могут иметь сетевые магазины, составляет 25 процентов. На местном уровне было, с его слов, предложение ограничить этот объем пятнадцатью процентами, но такое решение должны принимать в Москве, а не Ярославле. Главное в этой ситуации - помочь местному бизнесу в реализации продукции на ярмарках выходного дня и других специальных площадках, а также дотянуться до требований, которые сети выставляют по качеству, упаковке, объему и ритмичности поставок.

По мнению представителей региональной власти, способно решить проблему и строительство в Ярославле двух оптово-распределительных центров (один из них очень крупный - 50 тысяч квадратных метров). Они будут принимать продукцию у местных производителей и под единым брендом распространять ее по сетям. Однако представителей отдаленных районов такая перспектива не вдохновила: они сразу подсчитали, во сколько им обойдется доставка продукции в Ярославль. Обсуждение закончилось тем, что в протокол записали идею председателя областной Думы Михаила Боровицкого: "Инициировать предложение Федеральному Собранию о рассмотрении, изучении и возможности принятия нормы, которая бы регулировала работу сетей".

Чтобы эффект подобных встреч был ощутим, они должны стать регулярными - в этом сошлись и власть, и бизнес

Озвучили предприниматели также проблемы применения системы по контролю над легальным оборотом алкогольной продукции (ЕГАИС) в сельской местности, где подчас нет даже устойчивого Интернета; введения сбора с грузовиков за проезд по федеральным трассам; долгов бюджетов перед предпринимателями за исполненные контракты. Пожаловались, что в Ярославле на аукционы выставляют слишком крупные земельные участки под строительство - свыше гектара, что делает их недоступными для малого бизнеса; подняли наболевшую тему "реформирования" схемы размещения в Ярославле нестационарных торговых объектов, а также многие другие.

Надо заместить, что некоторые проблемы, в том числе "ларечная", и прежде обсуждались на уровне "власть - бизнес" не единожды. По словам заместителя мэра Ярославля Игоря Блохина, с начала работы по внесению изменений в правила благоустройства были учтены 90 процентов предложений предпринимательского сообщества. Но в одном вопросе - о стоимости предоставления прав на размещение нестационарного объекта торговли - мэрия остается непреклонной, повышая ее в 18 раз. Каждый павильон теперь будет обходиться коммерсантам в сумму от 1,8 до 16 тысяч рублей в месяц в зависимости от площади и ассортимента.

- До этого за право работать в НТО предприниматели платили от 900 до 6500 рублей в год, то есть практически ничего. Мы считаем, это недопустимо, - заявил Игорь Блохин. - Кроме того, подход должен быть единым. У нас же владельцы нестационарных объектов, имевшие договоры аренды на землю, платили столь скромные суммы, а для тех, что занимался временной торговлей и выставлял лотки, например, с мороженым на Волжской набережной, право на торговлю стоило от 15 до 30 тысяч рублей в месяц. Сегодня мы все привели к единообразию и общую ценовую планку даже снизили.

И все же по многим прозвучавшим вопросам стороны остались при своих мнениях. Сидевшие в зале периодически замечали: "Не согласны!", "Не так должно быть!". Чтобы эффект от подобных встреч был ощутим, они действительно должны стать регулярными - на этом сошлись и представители власти, и бизнесмены. Правда, о рекорде Татарстана ярославцам пока и мечтать не приходится: следующий разговор состоится… почти через полгода, в мае.

Прямая речь

Елена Брюховских, предприниматель:

- Эта встреча была полезной хотя бы потому, что у нас появилась еще одна возможность заявить о наших проблемах, попытаться достучаться до власть имущих. Хотя я итогами, конечно, недовольна и считаю, что у нашего местного самоуправления нет намерений сохранить ранее созданный малый бизнес. Ведь с 1990-х устояли самые сильные, пережившие не один кризис. Их надо сохранить, они умеют работать в трудных условиях. А у нас что придумали? Мой нестационарный торговый объект появился в 1997 году, он на фундаменте, с коммуникациями и туалетом, чтобы и покупателям, и продавцам было удобно. Но сегодня эти наши объекты предлагается разломать и поставить там новые - тех предпринимателей, кто выиграет аукцион. Разве это справедливо?!