Почему в НАО массово гибнут олени

На острове Колгуев произошел массовый падеж оленей, практически все стадо погибло. Одни называют причиной этого ледяной дождь, выпавший в марте и не давший подобраться к корму. Другие - систематические ошибки, которые допускались на выпасе. Как сейчас исправлять ситуацию, думают местные власти.

По оценкам экспертов, на восстановление оленьего стада на острове Колгуев может уйти до 10 лет. Убытки сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) "Колгуев" за прошлый год достигли 56 миллионов рублей. Поголовье на конец 2014 года составляло 153 оленя, из них 145 важенок.

Специалисты департамента подготовили ряд предложений по "реанимации" оленеводства на Колгуеве. Согласно планам на острове будет введен мораторий в ближайшие 10 лет на убой оленей. В течение этого времени в СПК необходимо будет завозить быков-производителей и постепенно восстанавливать стадо. Занятость населения на этот период можно обеспечить за счет развития прибрежного рыболовства.

Недавно было решено, что первым шагом на пути к реанимации колгуевского оленеводства должен стать точный подсчет оленей. Цифр об островном стаде по-прежнему нет из-за того, что территория Колгуева состоит из огромного количества сопок и каньонов. Хотя специалисты отрасли сомневаются в том, что во время массового падежа погибло практически все шеститысячное стадо оленей.

На восстановление оленьего стада на острове Колгуев может уйти до 10 лет

Напомним, что с 1970-х годов поголовье оленей на Колгуеве поддерживалось на уровне 5-6,5 тысячи. В последние годы контроль за популяцией был утерян, и в марте 2012 года в СПК насчитывалось уже свыше 12 тысяч голов. Как отмечают в департаменте природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого округа, результатом этого стало истощение, выбытие и деградация пастбищ.

Обследование трупов оленей, проводившееся весной прошлого года, выявило их крайнее истощение: у большинства обнаружено воспаление слизистой желудочного тракта.

По словам ветерана отрасли Валерия Толстоброва, который в том числе работал в СПК "Колгуев" с 2010 по 2011 год, главная причина сегодняшней кризисной ситуации в оленеводстве острова - отсутствие профессиональных кадров, нежелание молодежи перенимать опыт старшего поколения и заниматься традиционной деятельностью.

- Работники СПК "Колгуев" - это не оленеводы, а скорее водители снегоходов, которые ездили в стадо только за мясом. Все жили в поселке, в тундру выезжали в основном на рыбалку, на охоту или за ягодами. Но при этом зарплату получали регулярно как оленеводы. Этот бардак в конечном счете и привел к тому, что в 2013 году на острове произошел массовый падеж оленей, - считает бывший работник сельхозкооператива.

По мнению председателя СПК РК "Заполярье" Михаила Кислякова, ситуация с падежом стада на острове Колгуев выявила основные проблемы, которые скопились в оленеводческой отрасли НАО на сегодня.

- Утерян контроль по регулированию количества частных оленей со стороны местных властей, это очевидно, - считает он. - В округе увеличивается число частного поголовья, какова его доля, сейчас никто не может сказать. По моим расчетам, эта цифра составляет около 30 процентов. Кроме того, нет разработанных механизмов государственного регулирования этой проблемы. Вот, допустим, на острове Колгуев, на Канине популяция увеличилась, перестало хватать кормовой базы, и как власть может на это повлиять сегодня? Нужно идти на переговоры с оленеводами, убеждать их, наконец, найти к ним подход, но этого сейчас не делается.

Так, последняя официальная статистика по количеству оленей в округе обновлялась в 2013 году. По данным Ненецкстата, по состоянию на 1 января 2013 года поголовье в регионе составило 180 128 оленей, в том числе частное поголовье - 43 248, поголовье семейно-родовых общин коренных малочисленных народов Севера - 6692.

Михаил Кисляков также отмечает кадровый голод в оленеводческой отрасли округа.

- Например, через четыре года моим оленеводам исполнится по 55 лет, они уйдут на пенсию, где найти новых, я не знаю, возможно, придется отказаться от оленеводства, - говорит он. - Такая же проблема во многих сельхозпроизводственных кооперативах НАО. Мы ведем переговоры с другими оленеводами, живущими уже в деревне. Но, вы знаете, пожив в поселке, в благоустроенных домах, никто не хочет возвращаться на работу в тундру. Это трудная профессия, которая должна передаваться из поколения в поколение. К сожалению, сейчас эта преемственность теряется.

Председатель кооператива "Заполярье" считает, что привлечь людей в эту профессию поможет только улучшение бытовых условий проживания и достойная оплата труда. А для этого необходимо разработать программу по постройке быстровозводимых домов в условиях вечной мерзлоты, решить вопрос поставки дров, бензина для генераторов, чтобы у оленеводов было комфортное, насколько это возможно, жилье в тундре.

Что же касается ситуации с колгуевским стадом, то весной следующего года на остров планируется отправить группу экспертов, состоящую из специалистов профильного департамента и профессиональных опытных оленеводов. В течение месяца работы, помимо подсчета оленей, планируется проведение на Колгуеве ряда совещаний по развитию отрасли с местными жителями. Возможно, это будет первый шаг окружных властей, чтобы не уходить от проблем, а начинать их решать.