Сельхозпроизводители КР будут работать напрямую с регионами РФ

На киргизско-казахской границе отменили фитосанитарный и санитарный контроль для плодоовощной и молочной продукции, следующей из Киргизии в страны Евразийского экономического союза. О том, какие еще шаги будут предприняты для продвижения продукции киргизского агропрома на рынках государств ЕАЭС, "РГ" рассказал министр сельского хозяйства и мелиорации республики Турдуназир Бекбоев.

Турдуназир Бекбоевич, в 2015 году, к сожалению, надежды киргизстанских фермеров на ввоз их продукции в Казахстан и Россию оправдались не в полной мере. Что предпринимает минсельхоз КР, чтобы ситуация не повторилась в будущем?

Турдуназир Бекбоев: Проблемы со сбытом продукции действительно были, да и остаются пока, но они в значительной степени объективные. Например, таможенный контроль на границе был снят в середине августа 2015-го. А фитосанитарный и санитарный контроль - 20 ноября, и то только для плодоовощной и молочной продукции. На вывоз мясной запрет пока остается до окончания проведения идентификации животных и обустройства забойных цехов. Имея такие ограничения, безусловно, сложно просчитать конъюнктуру зарубежных рынков. Заранее же заключать договоры о поставке тоже было рискованно. Чтобы помочь нашим фермерам со сбытом их продукции, еженедельно по выходным во всех районах мы организовываем ярмарки сельхозпродукции. В этом году мы планируем продлить их до конца декабря. Кроме этого мы заключили меморандум об организации ярмарок-продаж с торговым центром в городе Тараз (Казахстан).

Надеемся, что проблему решит строительство в каждой области КР логистических центров. В этом вопросе рассчитываем на финансовую помощь Российско-Киргизского фонда развития и "Айыл-банка". Правда, сейчас вопрос с кредитованием крестьян завис. Фермеры боятся занимать деньги под 12 процентов. При нынешней инфляции это для них очень много. Кстати сказать, один логистический центр был открыт в Сокулукском районе Чуйской области и работает он успешно. Инвестор, который вложил деньги в его создание, намерен расширять свой бизнес.

Большие трудности возникают с транспортировкой товаров из-за отсутствия у Киргизии выхода к морю. Может, более дешевым способом могла бы стать доставка по железной дороге?

Турдуназир Бекбоев: К сожалению, у национальной железнодорожной компании нет ни одного рефрижератора, а значит, скоропортящиеся продукты доставить по железной дороге не удастся. Кроме того, для отправки груза поездом необходимы большие партии товаров. Поэтому киргизские производители вынуж-дены прибегать к услугам автомобильного транспорта, который обходится дороже. Между тем должен отметить, что республика вполне может увеличить поставки в Россию, в первую очередь овощей и фруктов. У нас ежегодно выращивают почти полтора миллиона тонн картофеля и около 250 тысяч тонн плодово-ягодных культур. При этом на местном рынке реализуется лишь от 20 до 35 процентов продукции. Для российского рынка в целом данные объемы невелики. Поэтому необходимо продолжать работать напрямую с российскими регионами. Насколько мне известно, переговоры уже велись со Свердловской и Оренбургской областями, а также Хабаровским краем.

Для четкой работы в рамках Евразийского интеграционного пространства необходима программа. Будет ли минсельхоз республики планировать работу местных аграриев? Ведь в настоящее время они не согласовывают свои действия с ведомством.

Турдуназир Бекбоев: Киргизские фермеры свою деятельность планируют сами. Они не обязаны согласовывать свои действия с нами, если, конечно, те не противоречат действующему законодательству. Мы же в целях обеспечения продовольственной безопасности страны имеем право рекомендовать земледельцам так называемую структуру посевных площадей. Должен отметить, что она разрабатывается на основе тщательного мониторинга, согласовывается с областными и районными госорганами и должна, прежде всего, учитывать внутренние потребности и зарубежный спрос на ту или иную продукцию растениеводства. К тому же после вступления Киргизстана в Евразийский экономический союз основное внимание нужно уделять выращиванию высокодоходных и ориентированных на экспорт сельхозкультур. Для этого специалисты министерства постоянно помогают фермерам внедрять современные технологии возделывания. Например, капельное орошение или выращивание овощей в теплицах.

К сожалению, наши рекомендации иногда просто откровенно игнорируют, и тогда начинаются проблемы. Например, так было с выращиванием фасоли в Таласской области. Наши специалисты неоднократно предупреждали местных земледельцев, чтобы эта культура, согласно научно обоснованным рекомендациям, не занимала более 30-35 процентов общей площади посевов. Но высокая рыночная цена бобов заставляла пренебрегать этим предупреждением. В итоге сегодня фасолью в Таласе засевают большую часть пахотных земель всей области. Это создает угрозу фитопатологической безопасности и даже чревато выводом пашен из оборота. Более того, из-за нарушения техники возделывания фасоль стала вырождаться, размер боба постепенно уменьшается, и, как следствие, на нее падает рыночный спрос. Кстати, такая же ситуация была в советское время с сахарной свеклой в Чуйской области. Тогда успели вовремя среагировать и остановить процесс.

В этом году было много проблем в области ветеринарного контроля внутри республики. А вступление Киргизии в ЕАЭС требует как раз неукоснительного соблюдения всех санитарных норм. Как быть?

Турдуназир Бекбоев: Мы готовы снять ветконтроль на границе с Казахстаном уже сегодня. Вопрос только в признании киргизской системы ветеринарного контроля как эквивалентной в странах ЕАЭС, и пока он не решен. Это связано с отсутствием в респуб-лике достаточного количества лабораторий и сложной эпизо-отической ситуацией. В то же время я хочу отметить, что Киргизстан выполняет все свои обязательства, чтобы решить проблему. Я очень надеюсь, что партнеры нас услышат.

Между тем

На заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике председатель наблюдательного совета Молочного союза КР Маргарита Румянцева заявила, что сегодня молочные предприятия Киргизии пока не могут поставлять свою продукцию в страны ЕАЭС. По ее словам, 12 предприятий включены в реестр экспортеров на территорию ЕАЭС. Заводы признаны технически и технологически соответствующими требованиям союза. К сожалению, воспользоваться этим республиканские молочники не могут по причине сложной эпизоотической обстановки в стране. Часть предприятий имеет возможность ввозить продукцию только в Казахстан в пределах Шымкента, Тараза и Алматы. В итоге местные предприятия вынуждены были снизить объем производства молочной продукции на 40 процентов.