Чем могут грозить боевики "ИГ" нашей стране, как их можно нейтрализовать, "РГ" попросила прокомментировать известного эксперта в антитеррористической борьбе, полковника ФСБ запаса Алексея Большова.
"РГ": Алексей, австралийский эксперт по борьбе с терроризмом, бывший советник Пентагона Дэвид Килкуллен считает, что вскоре террористическая организация "Исламское государство" может перейти к партизанской войне в Западной Европе. И что "ИГ" создает полувоенную подпольную организацию в Старом Свете. Это действительно так?
Алексей Большов: Если говорить откровенно, то в целом, "ИГ" превращается в структурированную организацию по примеру североирландской террористической IRA или испанской ETA. Это мощная сетевая инфраструктура, контролирующая и нефтеносные, и богатые историческими памятниками территории. Численность контролируемого населения "ИГ" оценивается примерно в 8-10 миллионов человек. А это - значительный потенциал для пополнения рядов боевиков на месте.
Напомним, в сентябре прошлого года ЦРУ оценило силы "ИГ" примерно в 21000 - 31500 бойцов. И вооружены они отнюдь не дробовиками. Хотя превращение в городских партизан находится пока в начальной стадии, однако возникновение широко разветвленной полувоенной подпольной организации в Западной Европе уже происходит. Уже сейчас конспиративные квартиры, тайники с оружием и затаившиеся исполнители терактов подпадают под классическое определение городской партизанской войны. Мы должны относиться к "ИГ" как к враждебному государству и наносить удары по подконтрольным ему городам, нефтяным месторождениям и нефтеперерабатывающим заводам. Что сейчас и делают наши вооруженные силы.
На днях боевики террористической группировки "Исламское государство", запрещенной в России по решению Верховного суда, опубликовали очередное пропагандистское видео. В нем они перечислили государства, входящие в глобальную коалицию, названная исламистскими экстремистами "коалиция дьяволов". У многих экспертов по антитеррору это видео вызвало недоумение - если включение России, США, Франции и Израиля имеет логичное обоснование, то появление в списке не имеющих отношения к антитеррористической коалиции Украины, Молдавии, Боснии и Герцеговины, Швейцарии и Мальты выглядит довольно странно. Так вот, на этом видео видно, как террорист в камуфляже и тюрбане заявляет, что Америку ждет повторение событий, произошедших во Франции. По его словам, боевики ударят по центру Вашингтона. Кроме того, он говорит, что радикалы продолжат атаковать европейские страны, используя мины-ловушки, взрывчатку, пояса шахидов, пистолеты с глушителями. Данное видео боевиков наши спецслужбы расценивают, как угрозу России, которая ведет антитеррористическую спецоперацию на территории Сирии против "ИГ".
"РГ: Сразу после информации, что наш самолет был взорван террористами, реакция президента Владимира Путина была однозначна: найдем преступников везде, и они понесут справедливое наказание. Прямое указание нашим спецслужбам?
Алексей Большов: Здесь и особых усилий разведки не надо. Главарь бандитов, которые расстреляли командира Су-24, потерпевшего крушение после атаки самолетов Турции, позировал перед журналистами агентства Reuters c частями парашюта российского пилота в руках. Им, по данным западных СМИ, оказался турок. Его имя - Альпаслан Челик, сын бывшего мэра турецкого города Кебан в провинции Элязыг. Он хвалился зарубежным СМИ, как вместе со своими бойцами расстреливал наших пилотов. Хочу подчеркнуть, что своими действиями бандиты прямо нарушили Женевскую конвенцию, которая запрещает расстрел парашютистов, спасающихся с подбитого самолета. По некоторым данным, Альпаслан год назад поехал воевать в Ирак. Сейчас этот турок воюет на территории Сирии. На одной из фотографий главарь банды стоит вместе с толпой вооруженных людей. Он показал жест турецкой молодежной организации "Бозкурт" - "Серые Волки" - ультраправых турецких националистов, которые придерживаются идеологии неофашизма. Чуть позже, в Сирии, в зоне крушения российского бомбардировщика Су-24, силами нашей авиации были уничтожены три лидера боевиков различных террористических группировок. Из них двое опознаны: это гражданин Великобритании Абу Басир аль-Британи, сын голливудского режиссера Патрика Кини - Лукас, воевавший за "Фронт ан-Нусра", и Абу Салим, возглавлявший так называемую повстанческую Первую прибрежную дивизию. Уверен, что Альпаслана Челика ждет такая же участь.
"РГ": Какая боевая тактика, по вашему мнению, должна сегодня применяться сирийской армией против боевиков "ИГ"? Насколько эффективны удары американских ВВС?
Алексей Большов: Обратите внимание на поставки Сирии огромного количества гранатометов. Не исключено, что войска Сирии будут применять тактику Хезболлы в ливанской войне: проход штурмовых подразделений не по улице под огнем, а через стены домов с использованием большого количества гранатометов для быстрого пробития стен. А затем будут использовать мощные зажигательные боеприпасы для выжигания всего этажа. Затем этажи сверху и снизу. 2 БМП с танком следом чистят бесхозную улицу с одновременным заполнением новых позиций сирийским ополчением.
Не исключено, что будут использованы ночные атаки в безлунные ночи. "ИГ" будет не успевать отступать и минировать объекты, самодельные боеприпасы и мины террористов будут детонировать от термобарических зарядов. Для выхода из окружения боевикам потребуется прорывать 2 или 3 кольца устоявшейся сирийской обороны. Для борьбы с подкопами и обширной подземной инфраструктурой "ИГ" Сирия, вероятно, закупит средние проходческие комплексы для типа миниметро, будут врезаться в подземные бункера и склады боевиков снизу.
Сейчас, по некоторым данным, коалиция совершает всего по 10-15 вылетов в сутки. Даже западные эксперты считают, что этот показатель надо увеличить в 10-20 раз. Что же касается применения американцами беспилотников в своих операциях, то недавно издание The Intercept опубликовало засекреченные документы, свидетельствующие о том, что 90 процентов погибших от ударов американских беспилотников - это мирное население. Эти жертвы в официальных документах Вашингтона называются "уничтоженными противниками". Поясню, все эти дроны нацеливаются не на конкретного человека, они нацеливаются на мобильник. И никто не знает, держит сейчас этот телефон в руках сам террорист, или его мать, или вообще случайный человек. Вот почему многие удары беспилотников оборачиваются фиаско, почему стреляют по свадьбам.
"РГ": А надо ли проводить наземные операции?
Алексей Большов: Сейчас часто критикуется американская стратегия борьбы с "ИГ", которая пока не включает в себя наземную операцию. Очевидно, однако, что этой фазы в ходе боевых действий в Сирии в любом случае не избежать. Бомбардировками "ИГ" можно ослабить, остановить экспансию, но полностью не уничтожить. Вмешательство извне в такой ситуации кажется логичным. Но, памятуя о начавшейся эпохе асимметричных войн, России стоит избегать ввязывания в наземные операции. В частности, опыт войны 2006 года в Ливане говорит о том, что даже вооруженная новейшей техникой и отлично подготовленная армия может уйти, не решив ни одной поставленной задачи и не сломив, казалось бы, заведомо более слабого противника. Необходима коалиция, в которой авиация сможет помогать с воздуха, не участвуя в наземной фазе операции. Уничтожить же ячейки "ИГ" возможно лишь при поддержке местного населения.
"РГ: Можно ли спрогнозировать действия "ИГ" на постсоветском пространстве?
Алексей Большов: Очень важно не забывать, что линия фронта проходит не только в далекой Сирии, но и непосредственно на территории нашей страны. Начавшийся в 2014 году переход командиров, связанных с "Аль-Каидой" "Имаратом Кавказ" под начало самопровозглашенного "халифа" аль-Багдади практически завершен. Вместо "Имарата Кавказ" на Северном Кавказе актуальной становится угроза со стороны новой террористической группировки, входящей в провозглашенную "игиловцами" "Провинцию Кавказ". И хотя число активных боевиков пока мало, они вполне способны начать террористическую войну против России на ее территории.
Не стоит также забывать о вербовочной сети "ИГ", которая опутала часть территории России и довольно легко может быть преобразована в сеть террористическую. Иными словами, перед возможными террористическими актами уязвимы не только республики Северного Кавказа, но и другие регионы России, особенно крупные города, а также нефтегазоносные регионы российского Севера, где традиционно работает много выходцев с Кавказа.
Для налаживания и координации террористической активности на территории России "ИГ" может предпринимать конкретные шаги. В первую очередь, это финансирование присягнувших на верность группировок, и уже есть сведения, что такое финансирование на Северном Кавказе началось. Другое перспективное направление - возвращение части боевиков с Ближнего Востока на территорию России. Подтверждением этого служит недавняя ликвидация в Дагестане трех боевиков, связанных с "ИГ". Один из них недавно прибыл из Сирии, где воевал на стороне боевиков. На днях в Грузии были задержаны боевики "ИГ". Их опыт и навыки, полученные в ходе боев, а также знание российской специфики, сохранившиеся связи в местных террористических сетях слишком ценны, чтобы "ИГ" не попыталось этим воспользоваться. Это означает, что озвучиваемые сегодня угрозы со стороны этой террористической группировки необходимо воспринимать вполне серьезно и готовиться к противостоянию с его террористической сетью.
Подчеркну, что эта группировка уже осуществляет ползучую экспансию в Афганистан, который граничит с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Согласно имеющимся у российских спецслужб разведданным, "ИГ" вербует новых боевиков в этой стране и даже открыла там свое представительство. В качестве основного источника "новобранцев" служат движения "Талибан" и "Аль-Каида". Одна из таких группировок базируется на расстоянии всего около 100 километров от таджикско-афганской границы. В такой ситуации вероятность открытия второго фронта против России на фоне сирийского отступления "Исламского государства" весьма велика.
"РГ": Можно ли предупредить готовящийся удар в "мягкое подбрюшье России", когда некоторые региональные страны ведут политику, порой снижающую потенциал коллективной обороны?
Алексей Большов: Проблема сложная, но решаема. Нужен только, как говорится, коллективный разум. Тот же Узбекистан проводит лояльную политику в отношении США, а Туркменистан, несмотря на формальное членство в СНГ, уже давно "ушел в себя". Плюс в том, что государства Центральной Азии представляют собой часть некогда единого пространства. И здесь проживают люди, которых объединяют личные и родственные связи вне зависимости от новых границ. Учитывая, что боевики принесут в Среднюю Азию не гуманитарную помощь, а войну и разруху, уверен: исторически сложившиеся в этом регионе условия будут способствовать консолидации сил сопротивления.