02.12.2015 13:40
Поделиться

Эксперт: "ИГ" превращается в группировку по примеру IRA или ETA

Все последние трагические события в мире (взрыв на борту российского самолета в Египте и теракты во Франции) усилили страхи россиян перед террористической угрозой. По данным социологов, сейчас доля россиян, которые опасаются стать жертвами терактов, составляет 72 процента  (год назад этот показатель был на уровне 58 процентов). Одновременно снизилась доля тех, кто старается не задумываться над этим вопросом - с 22 до 12 процентов. Да и тех, кто уверен, что руководство страны сможет защитить население России от новых терактов, стало немного меньше - 64 процента сейчас против 68 процентов год назад.

Чем могут грозить боевики "ИГ"  нашей стране, как их можно нейтрализовать, "РГ" попросила прокомментировать известного эксперта в антитеррористической борьбе, полковника ФСБ запаса Алексея Большова.

"РГ": Алексей, австралийский эксперт по борьбе с терроризмом, бывший советник Пентагона Дэвид Килкуллен считает, что вскоре террористическая организация "Исламское государство" может перейти к партизанской войне в Западной Европе. И что "ИГ" создает полувоенную подпольную организацию в Старом Свете. Это действительно так?

Алексей Большов: Если говорить откровенно, то в целом, "ИГ" превращается в структурированную организацию по примеру североирландской террористической IRA или испанской ETA. Это мощная сетевая инфраструктура, контролирующая и нефтеносные, и богатые историческими памятниками территории. Численность контролируемого населения "ИГ"  оценивается примерно в 8-10 миллионов человек. А это - значительный потенциал для пополнения рядов боевиков на месте.

Напомним, в сентябре прошлого года ЦРУ оценило силы "ИГ" примерно в 21000 - 31500 бойцов. И вооружены они отнюдь не дробовиками. Хотя превращение в городских партизан находится пока в начальной стадии, однако возникновение широко разветвленной полувоенной подпольной организации в Западной Европе уже происходит. Уже сейчас конспиративные квартиры, тайники с оружием и затаившиеся исполнители терактов подпадают под классическое определение городской партизанской войны. Мы должны относиться к "ИГ" как к враждебному государству и наносить удары по подконтрольным ему городам, нефтяным месторождениям и нефтеперерабатывающим заводам. Что сейчас и делают наши вооруженные силы.

На днях боевики террористической группировки "Исламское государство", запрещенной  в России по решению Верховного суда, опубликовали очередное пропагандистское видео. В нем они перечислили государства, входящие в глобальную коалицию,  названная  исламистскими экстремистами "коалиция дьяволов".  У многих экспертов по антитеррору это видео вызвало недоумение - если включение России, США, Франции и Израиля имеет логичное обоснование, то появление в списке не имеющих отношения к антитеррористической коалиции Украины, Молдавии, Боснии и Герцеговины, Швейцарии и Мальты выглядит довольно странно. Так вот, на этом  видео видно, как террорист в камуфляже и тюрбане заявляет, что Америку ждет повторение событий, произошедших во Франции. По его словам, боевики ударят по центру Вашингтона. Кроме того, он говорит, что радикалы продолжат атаковать европейские страны, используя мины-ловушки, взрывчатку, пояса шахидов, пистолеты с глушителями. Данное видео боевиков наши спецслужбы расценивают, как угрозу России, которая ведет антитеррористическую спецоперацию на территории Сирии против "ИГ".

"РГ: Сразу после информации, что наш самолет был взорван террористами, реакция президента Владимира Путина была однозначна: найдем преступников везде, и  они понесут справедливое наказание. Прямое указание нашим спецслужбам?

Алексей Большов: Здесь и особых усилий разведки не надо. Главарь бандитов, которые расстреляли командира Су-24, потерпевшего крушение после атаки самолетов Турции, позировал перед журналистами агентства Reuters c частями парашюта российского пилота в руках. Им, по данным западных СМИ, оказался турок. Его имя - Альпаслан Челик,  сын бывшего мэра турецкого города Кебан в провинции Элязыг. Он хвалился  зарубежным СМИ, как вместе со своими бойцами расстреливал наших пилотов. Хочу подчеркнуть, что своими действиями бандиты прямо нарушили Женевскую конвенцию, которая запрещает расстрел парашютистов, спасающихся с подбитого самолета. По некоторым данным, Альпаслан год назад поехал воевать в Ирак. Сейчас этот турок воюет на территории Сирии. На одной из фотографий главарь банды стоит вместе с толпой вооруженных людей. Он показал жест турецкой молодежной организации "Бозкурт" - "Серые Волки" - ультраправых турецких националистов, которые придерживаются идеологии неофашизма. Чуть позже, в Сирии, в зоне крушения российского бомбардировщика Су-24,  силами нашей авиации были  уничтожены три лидера боевиков различных террористических группировок. Из  них двое опознаны: это гражданин Великобритании Абу Басир аль-Британи, сын голливудского режиссера Патрика Кини - Лукас, воевавший за "Фронт ан-Нусра", и Абу Салим, возглавлявший так называемую повстанческую Первую прибрежную дивизию. Уверен, что Альпаслана  Челика ждет такая же участь.

"РГ": Какая боевая тактика, по вашему мнению, должна сегодня применяться сирийской армией против боевиков "ИГ"? Насколько эффективны удары американских ВВС?

Алексей Большов: Обратите внимание на поставки Сирии огромного количества гранатометов. Не исключено, что войска Сирии будут применять тактику Хезболлы в ливанской войне: проход штурмовых подразделений не по улице под огнем, а через стены домов с использованием большого количества гранатометов для быстрого пробития стен. А затем  будут использовать мощные зажигательные боеприпасы для выжигания всего этажа. Затем этажи сверху и снизу.  2 БМП с танком следом чистят бесхозную улицу с одновременным заполнением новых позиций сирийским ополчением.

Не исключено, что будут использованы ночные атаки в безлунные ночи. "ИГ" будет не успевать отступать и минировать объекты, самодельные боеприпасы и мины террористов будут детонировать от термобарических зарядов. Для выхода из окружения боевикам  потребуется прорывать 2 или 3 кольца устоявшейся сирийской обороны. Для борьбы с подкопами и обширной подземной инфраструктурой "ИГ" Сирия, вероятно, закупит средние проходческие комплексы для типа миниметро, будут врезаться в подземные бункера и склады боевиков снизу.

Сейчас, по некоторым данным, коалиция совершает всего по 10-15 вылетов в сутки. Даже западные эксперты считают, что  этот показатель надо увеличить в 10-20 раз. Что же касается применения американцами беспилотников  в своих  операциях, то недавно  издание The Intercept опубликовало засекреченные документы, свидетельствующие о том, что 90 процентов  погибших от ударов американских беспилотников - это мирное население. Эти жертвы в официальных документах Вашингтона называются "уничтоженными противниками". Поясню, все эти дроны  нацеливаются не на конкретного человека, они нацеливаются на мобильник.  И никто  не знает, держит сейчас этот телефон в руках сам террорист, или его мать, или вообще случайный человек.  Вот почему многие удары беспилотников оборачиваются фиаско, почему стреляют по свадьбам.

"РГ": А надо ли проводить наземные операции?

Алексей Большов: Сейчас часто критикуется американская стратегия борьбы с "ИГ", которая пока не включает в себя наземную операцию. Очевидно, однако, что этой фазы в ходе боевых действий в Сирии в любом случае не избежать. Бомбардировками "ИГ" можно ослабить, остановить экспансию, но полностью не уничтожить. Вмешательство извне в такой ситуации кажется логичным. Но, памятуя о начавшейся эпохе асимметричных войн, России стоит избегать ввязывания в наземные операции. В частности, опыт войны 2006 года в Ливане говорит о том, что даже вооруженная новейшей техникой и отлично подготовленная армия может уйти, не решив ни одной поставленной задачи и не сломив, казалось бы, заведомо более слабого противника. Необходима коалиция, в которой авиация сможет помогать с воздуха, не участвуя в наземной фазе операции. Уничтожить же ячейки "ИГ" возможно лишь при поддержке местного населения.

"РГ: Можно ли спрогнозировать действия "ИГ" на постсоветском пространстве?

Алексей Большов: Очень важно не забывать, что линия фронта проходит не только в далекой Сирии, но и непосредственно на территории нашей страны. Начавшийся в 2014 году переход командиров, связанных с "Аль-Каидой" "Имаратом  Кавказ" под начало самопровозглашенного "халифа" аль-Багдади практически завершен. Вместо "Имарата Кавказ" на Северном Кавказе актуальной становится угроза со стороны новой террористической группировки, входящей в провозглашенную "игиловцами" "Провинцию Кавказ". И хотя число активных боевиков пока мало, они вполне способны начать террористическую войну против России на ее территории.

Не стоит также забывать о вербовочной сети "ИГ", которая опутала часть территории России и довольно легко может быть преобразована в сеть террористическую. Иными словами, перед возможными террористическими актами уязвимы не только республики Северного Кавказа, но и другие регионы России, особенно крупные города, а также нефтегазоносные регионы российского Севера, где традиционно работает много выходцев с Кавказа.

Для налаживания и координации террористической активности на территории России "ИГ" может предпринимать конкретные шаги. В первую очередь, это финансирование присягнувших на верность группировок, и уже есть сведения, что такое финансирование на Северном Кавказе началось. Другое перспективное направление - возвращение части боевиков с Ближнего Востока на территорию России. Подтверждением этого служит недавняя ликвидация в Дагестане трех боевиков, связанных с "ИГ". Один из них недавно прибыл из Сирии, где воевал на стороне боевиков. На днях в Грузии были задержаны боевики "ИГ".  Их опыт и навыки, полученные в ходе боев, а также знание российской специфики, сохранившиеся связи в местных террористических сетях слишком ценны, чтобы "ИГ" не попыталось этим воспользоваться. Это означает, что озвучиваемые сегодня угрозы со стороны этой террористической группировки  необходимо воспринимать вполне серьезно и готовиться к противостоянию с его террористической сетью.

Подчеркну, что эта группировка уже осуществляет ползучую экспансию в Афганистан, который граничит с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Согласно имеющимся у российских спецслужб разведданным, "ИГ" вербует новых боевиков в этой стране и даже открыла там свое представительство. В качестве основного источника "новобранцев" служат движения "Талибан" и "Аль-Каида". Одна из таких  группировок  базируется на расстоянии всего около 100 километров  от таджикско-афганской границы. В такой ситуации вероятность открытия второго фронта против России на фоне сирийского отступления "Исламского государства" весьма велика.

"РГ": Можно ли предупредить готовящийся удар в "мягкое подбрюшье России", когда некоторые региональные страны ведут политику, порой снижающую потенциал коллективной обороны?

Алексей Большов: Проблема сложная, но решаема. Нужен только,  как говорится, коллективный разум. Тот же Узбекистан проводит лояльную политику в отношении США, а Туркменистан, несмотря на формальное членство в СНГ, уже давно "ушел в себя". Плюс в том, что государства Центральной Азии  представляют собой часть некогда единого пространства. И здесь проживают люди, которых объединяют личные и родственные связи вне зависимости от новых границ. Учитывая, что боевики принесут в Среднюю Азию не гуманитарную помощь, а войну и разруху, уверен: исторически сложившиеся в этом регионе условия будут способствовать консолидации сил сопротивления.