- Мы "срезали" верхние неустойчивые слои оползневого склона, сформировали со стороны мыса Ак-Бурун уклон один к пяти с плавным переходом в устойчивую часть холмистого рельефа, - рассказал главный инженер федерального казенного учреждения Упрдор "Тамань" Юрий Сафонов. - По верхней части склона устроена нагорная канава, а по низовой - водоотводная канава с выходом на каменную отсыпку. Сам склон защитили от осадков сплошным покрытием геомембраны. На нее уложен дренажный геокомпозитный мат, а выше - слой почвенно-растительного грунта. Склон уже засеяли травой. Берег укреплен бутовым камнем.
Как сообщает инфоцентр "Крымский мост", для защиты склона использованы более 23 тысяч квадратных метров геомембраны и столько же дренажного мата - они обеспечивают эффективный отвод воды с поверхности в водосборные канавы. На засев склона травой ушло почти 800 килограмм семян.
Оползни - широко распространенное в Крыму природное явление. Оно обусловлено геологией полуострова. При СССР специалисты изучали оползни, ставили их на учет, а на опасных участках проводили инженерную защиту. В 2000-е годы эта работу была свернута, и оползневые процессы приобрели угрожающий характер. В 2010-2012 годах в Крыму был зафиксирован пик оползневых сходов. Сейчас защита от оползней - в том числе одна из задач федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года".
Берег между Керченским морским портом и мысом Ак-Бурун, где мост будет выходить в Керчь, относительно стабилен, он укреплен берегозащитными сооружениями. В то же время недалеко от створа будущего моста находится оползневый склон, который без надлежащего ухода частично ушел в море во время ливневых дождей в 2012 году. Жители Керчи на общественных слушаниях обратили внимание на потенциальный риск. Проектировщики детально проработали и информацию, поступившую от независимых научных организаций.
Автодорожная насыпь и железнодорожная эстакада моста непосредственно склон не затрагивают, но специалисты досконально изучили оползень. Инженерно-геологические изыскания шли с осени 2014 года. Образцы грунта испытывали в специализированных лабораториях. Противооползневые мероприятия разработаны и выполнены на основе рекомендаций специалистов в рамках подготовки к началу строительства.
- В дальнейшем будет проводиться геотехнический мониторинг склона, - рассказал замдиректора по проектированию ЗАО "Институт Гипростроймост - Санкт-Петербург" Виктор Галас. - По всему склону установлена система геодезических марок. Показания с этих маркеров снимаются трижды в неделю. Кроме того, еженедельно склон осматривает специалист-геолог".
Мониторинг продолжится и после завершения строительства моста на этом участке. По его результатам специалисты примут решение о дальнейшем наблюдении за склоном на время эксплуатации моста через Керченский пролив.