Сколько потратит Петербург на новогодние корпоративы

В петербурге - корпоративная пора. С 4 декабря кафе и рестораны начнут закрывать "на обслуживание". Самым дорогим днем в году традиционно стала последняя пятница декабря, которая в этот раз совпадает с католическим Рождеством. Рестораторы повысили цены на 25 декабря в три раза, но свободных площадок в городе на эту дату практически не осталось - банкетные залы были арендованы еще в первых числах ноября.

Слово "корпоратив" в заявках на сайте госзакупок решаются упомянуть единицы. Уже два года официально не празднуют в Смольном и Заксобрании, отказываются от вечеров бюджетные организации.

Владислав Метревели, исполнительный директор Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ), сообщил "РГ", что это общая позиция государственных компаний, проведение празднеств в которых признано нежелательным.

В то же время event-агентства не фиксируют резкого падения спроса на праздники.

- Мы ощутили существенный рост количества проводимых новогодних событий по сравнению с прошлым годом. Возможно, это касается лишь крупных игроков. Бюджетные параметры также остаются на уровне прошлого года. Связано это в первую очередь с тем, что праздничные и маркетинговые бюджеты на 2015 год были сформированы еще в 2014 году, когда никто не предполагал такого рода финансово-политической ситуации в стране. Кризисным может стать как раз 2016 год, хотя и это маловероятно. Скорее, произойдет оптимизация бюджетов и перераспределение от количества к качеству проводимых проектов. Основные статьи экономии в Санкт-Петербурге - это декорирование и флористика, - рассказал "РГ" Вахтанг Вахтангишвили, креативный директор event-агентства, входящего в НАОМ.

В основном на сайте госзакупок можно найти заявки на корпоративы от научных учреждений и музеев. Например, сотрудники Кунсткамеры готовы выложить за новогодний вечер 327 тысяч рублей. Институт имени Бехтерева собирается погулять на 254 тысячи рублей. Институт цитологии выделяет 109 тысяч. Больше всего на корпоратив готов потратить Крыловский государственный научный центр. Учреждение разместило объявление о тендере на организацию вечеринки с конкурсом команд КВН на 1 миллион 541 тысячу рублей.

Были и те, кто отменил корпоративы. Например, авиакомпания "Россия" сначала объявила тендер на проведение праздничного вечера для сотрудников. На мероприятие перевозчик был готов выделить почти 2,5 миллиона рублей. Но потом от столь дорогого праздника в авиакомпании отказались.

Многие организации сохранили только праздничные мероприятия для детей сотрудников. Например, "Пассажиравтотранс" готов потратить 792 тысячи рублей на проведение детской новогодней дискотеки. 121 тысячу рублей на утренники для детей и внуков сотрудников собирается выделить Научно-исследовательский институт командных приборов.

В целом банкетные цены в Петербурге упали. Если в прошлом году компании объявляли тендеры на 400-500 тысяч рублей, счет крупных корпораций шел на миллионы, то сейчас все экономят деньги. Директор одного из кейтеренговых агентств, известный петербургский ресторатор Марина Пехтина рассказала "РГ", что по выездному обслуживанию число заказов в отрасли сократилось на 30 процентов.

- Заказчики стараются экономить на всем. Сами приобретают алкогольные напитки, сокращают или вовсе отказываются от развлекательной программы. Многие крупные компании заменяют банкет походом в театр или на концерт, - говорит Марина Пехтина.

В НАОМ эту тенденцию также заметили. Все больше компаний вместо банкетов предпочитают организовывать благотворительные вечера или собирать сотрудников на деловые встречи.

Бюджетные организации также делают ставку на культурно-массовую программу. Например, администрация Невского района готова провести новогодний концерт за 231 тысячу рублей. Банкет не предусмотрен, зато в техзадании прописано, что развлекать собравшихся должен или руководитель театра или постоянный участник юмористических программ уровня "Аншлага" или "Смехопанорамы".

Но достаточно и предприятий, готовых организовать для своих сотрудников традиционный банкетный ужин, плавно перетекающий в импровизированную дискотеку.

Как сообщила "РГ" Елена Щербакова, председатель партнерства, объединяющего петербургских рестораторов, предприятия общественного питания не видят понижения спроса на корпоративы. Чек относительно прошлого года претерпел незначительные изменения.

И хотя участники рынка признают, что ситуация далека от патовой, многие отмечают, что предприятия общественного питания сейчас жестко конкурируют. Они держат цены, работая на грани рентабельности, лишь бы сохранить клиентов. С начала следующего года в России вступят в силу новые правила продажи алкоголя для кафе и ресторанов. Барам, кафе и ресторанам нужно устанавливать новое оборудование, а это дополнительные траты. Поэтому все компании стараются набрать хоть какой-нибудь "жирок" накануне грядущих перемен.

Мнение

Валентина Пилипенко, председатель Петербургского и Ленинградского обкома профсоюза работников торговли и общественного питания:

- В Петербурге до 80 процентов всех предприятий общественного питания являются сетевыми. Их владельцы имеют широкое кредитное плечо, у них есть доступ к более дешевым продуктам, и они планомерно вытесняют с рынка единичных игроков. Про корпоративы ходит много разных слухов, вплоть до того, что заработок в этот период составляет чуть ли не одну пятую от годовой выручки заведения. Суммы всегда были намного меньше, но они помогали продержаться в "провальные" для отрасли январь и февраль. Пока никто из игроков не дает прогнозов, как будет развиваться отрасль дальше, но очевидно, что времена предстоят непростые. Сетевые заведения стремятся расширить свою долю на рынке, и не исключено, что многие предприятия малого бизнеса будут закрываться. Поэтому предприниматели, чтобы выжить, стараются проводить корпоративы на максимально удобных для клиента условиях. Как бы ни снижалась сумма, корпоратив - это все равно предзаказ, предоплата, которая в нынешних условиях поможет многим игрокам сохранить свой бизнес.