В состав совета помимо сотрудников УФАС вошли юристы, вузовские ученые и руководители СМИ. По опыту других регионов могу сказать, что первичная функция экспертного органа - информационная. В частности, мы планируем выступления с докладами на профильных конференциях. Даже федеральные компании нарушают ФЗ "О рекламе", а на местном уровне порой наблюдается полная безграмотность. Также совет займется предварительной экспертизой жалоб. Всего в 2013 году ФАС РФ приняла 11 716 заявлений, касающихся нарушений закона о рекламе, в 2014-м уже 22 603, каждое третье признали обоснованным. Сумма наложенных штрафов превысила 151 миллион рублей. По прогнозу, 2015-й перекроет эти показатели.
В зоне риска прежде всего медуслуги и препараты, БАДы, финансовая сфера, продажи алкоголя и долевое строительство. Кроме того, ФАС настаивает на спецконтроле рекламы в Интернете, поскольку этот сегмент растет: в 2015-м плюс 15 процентов. К примеру, Роскомнадзор выступает против таргетированной рекламы (демонстрирующейся только пользователям, отвечающим определенному набору требований, заданному рекламодателем. - Прим. ред.). К марту 2016 будет готова аналитическая записка, в которой гражданам от имени госоргана разъяснят, что такое Cookies (фрагмент персональных данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. - Прим. ред.) и как его отключить.
Также Роскомнадзор намерен отдельно регулировать контекстную рекламу. К сожалению, до сих пор нет четких критериев, кого наказывать за нарушения - рекламодателя или распространителя. Бывает, что заказчик сознательно идет на риск и закладывает штраф в бюджет, распространитель же рекламы вынужден будет заплатить его из прибыли. К тому же надо учитывать технические моменты: на разных компьютерах на одном и том же сайте выскакивают разные объявления. Эта проблема еще не решена, поэтому могут оштрафовать как саму площадку (от 100 тысяч рублей), так и владельца домена. Если соцсеть зарегистрирована на несуществующего человека, Роскомнадзор заблокирует группу.
28 августа 2015 года ФАС РФ выпустила официальное письмо "О рекламе в Интернете", где расписано, какая информация регулируется законодательством о рекламе, а какая нет. К примеру, сведения о товарах на сайте производителя или на официальной странице в соцсети под действие ФЗ не подпадают, если предназначены только для оповещения потребителей (ассортимент, правила пользования и т.д.). Также не относят к рекламе сайты-агрегаторы, посвященные всякого рода скидкам, купонам, и результаты пользовательских поисков. В то же время информация на купонаторе или в соцсети, направленная на формирование и поддержание интереса к конкретному товару или услуге, будет рассматриваться как реклама.