К счастью, в конце ноября - начале декабря в Турции не так много отдыхающих - просто не сезон. Их было бы еще меньше, если бы не крушение российского самолета в Египте, за которым последовал запрет на полеты в страну пирамид. В результате произошло некоторое перераспределение потока: некоторые из тех, кто собирался на Красное море, поехали отдыхать на Эгейское и Средиземное.
Исполнительный директор уральской Ассоциации туризма Михаил Мальцев уверяет: рекомендация прекратить продажу путевок в Турцию не стала неожиданностью для операторов.
- Летом, когда мы были с проверками в Анкаре и Анталье, местные спецслужбы и полиция признали существование угрозы для туристов. Уже тогда началась проработка мероприятий, обеспечивающих их безопасность. Если ко второй половине апреля, когда начинается туристический сезон, ситуация не нормализуется, произойдет замена самых популярных международных направлений. Вместо Египта и Турции, возможно, будет Болгария: страна готова принять 1-1,5 миллиона россиян дополнительно к существующему потоку, там не то что новые отели - целые курорты строятся. Кроме того, вырастут продажи туров в Чехию, северную Грецию, Хорватию, Черногорию, - предположил Михаил Мальцев.
С другой стороны, за весну-лето 2015 года количество заграничных туров и без того уменьшилось на 60 процентов. Так что последние политические события не имели решающего значения: уральцы и так в целях экономии стали реже выезжать на чужие берега.
Сложившаяся ситуация заставит менять подходы к организации отдыха не только туроператоров, но и самих путешественников.
Во-первых, такого количества отелей "все включено", как в Египте и Турции, нет больше нигде. Отправляясь в другие страны, отдыхающим придется рассчитывать, что, скорее всего, обедать и ужинать им придется за отдельную плату.
- Стоимость поездки вырастет, допустим, с тысячи долларов за человека до 1200. Возможно, кто-то уже не сможет себе этого позволить. Но сезон обещает быть более интересным и разнообразным, потому что операторы вынуждены искать альтернативу и развивать новые направления. Например, организовывать путешествия на новые греческие острова, в неизведанные регионы Италии и Испании, - рассуждает руководитель турфирмы Олег Аксельрод. - Отдых станет менее пляжным, более насыщенным экскурсионными программами.
Во-вторых, самолетов, способных совершать перелеты дольше шести часов, не так много. Поэтому тем, кто решится на отдых на дальних берегах, стоит бронировать поездку заранее. Иначе может не хватить мест.
Что касается отпускников, купивших путевки в Турцию, которые пришлось аннулировать, им точно не стоит паниковать. Для них предлагается три варианта решения проблемы: можно переориентироваться на другую страну, вернуть деньги либо оставить их на депозите - как говорится, до лучших времен. По словам представителя турфирмы Анны Смирновой, екатеринбуржцы предпочитают первый вариант:
- По цене наиболее соотносимы с путевками, купленными в Турцию, Израиль и Арабские Эмираты, отели 3-4 звезды. Набирает популярность Юго-Восточная Азия, но надо учитывать, что обычно туристы там питаются самостоятельно - в гостиницах, как правило, предусмотрен лишь завтрак, - поясняет она.
Стоит добавить: на депозите деньги могут храниться в течение года - не исключено, что уже летом туристы смогут поехать именно туда, куда планировали.
Нерешенным остается вопрос с регулярными рейсами в Турцию. Екатеринбург и Стамбул соединены прямым авиасообщением, для половины путешественников это транзитный перелет: не выходя из аэропорта, они отправляются дальше - в Юго-Восточную Азию, Африку. Михаил Мальцев считает: если "Турецким авиалиниям" придется уйти с рынка, это может ударить по имиджу столицы Среднего Урала.
Справка "РГ"
По данным Ростуризма, потери турецкой стороны от прекращения туристического сотрудничества с Россией оцениваются в 10 миллиардов рублей - такую сумму ежегодно оставляли на турецких курортах наши туристы.