КС подтвердил законность отмены прямых выборов глав муниципалитетов

Вчера Конституционный суд РФ разъяснил порядок применения закона о местном самоуправлении. В муниципальных районах и городских округах возможна безальтернативная модель наделения полномочиями местных депутатов и главы, считают судьи КС РФ, то есть отсутствие прямых выборов.

В высшую юридическую инстанцию страны на этот раз обратились депутаты Государственной Думы РФ. Ранее гражданам, обратившимся в КС РФ по сходным вопросам, было отказано. Так как носителем права на местное самоуправление являются не отдельные граждане, а население муниципального образования в целом, то есть запрос нельзя подать от лица отдельного гражданина. Однако, рассмотрев конституционность статей 35 и 36 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и статьи 3 закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области", Конституционный суд РФ не нашел в них противоречий.

- Дифференцированный подход КС РФ к решению вопроса о вариантах определения модели организации МСУ заключается в том, что обязательно должна быть альтернативность на поселенческом уровне - в сельских и городских поселениях, - разъяснил судья КС РФ Николай Бондарь. - Базовый уровень должен иметь возможность самостоятельно закреплять различные варианты формирования представительных органов, включая прямые выборы.

Судья также отметил, что "заявители не ставят под сомнение ни один вариант организации МСУ, но ставят вопрос, насколько оправданным является предоставление субъектам Федерации широких полномочий без участия местного самоуправления". КС РФ пришел к выводу, что муниципалитеты имеют право принимать решение о выборных органах самостоятельно, при этом Иркутская область, которая инициировала рассмотрение вопроса в КС РФ, действовала в соответствии с Конституцией РФ.

- В состав представительного органа муниципального района должны делегироваться только те, кто избран непосредственно населением, будь то депутаты или главы поселений, - дополнительно указал КС РФ. - В то же время руководители поселений, назначенные по конкурсу, не обладают народным мандатом и потому не могут являться районными депутатами. Необходимо внести в законодательное регулирование изменения, исключающие такую возможность. Впредь до этого в состав представительного органа района должны войти депутаты от соответствующего поселения.