Необходимость введения столь серьезной меры особенно стала очевидна после памятной трагедии в московском метро. Тогда вагон подземки сошел с рельс и врезался в бетонное разделительное ограждение на перепутье в районе станции "Парк Победы". Погибли люди. За это преступление на днях судили стрелочников. Хотя пострадать могло больше людей. Выжившие пассажиры только по наитию выбирались из искореженных вагонов и шли по путям, не зная, обесточены рельсы или нет. Система мобильного оповещения не сработала. Никому тревожные смс не пришли, и никто до них не дозвонился, хотя в столице договоренность у МЧС есть со всеми ведущими операторами. Но привлечь к ответственности никого из них оказалось невозможным.
И вот в среду такие предложения впервые прозвучали на научно-практической конференции, организованной МЧС России и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России. Высокий статус форума гарантирует, что выдвинутые идеи уже в ближайшее время начнут серьезно прорабатываться.
- В настоящее время в законодательство Российской Федерации введены нормы о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", о комплексной системе информирования и оповещения населения, - рассказала директор Института законодательства и сравнительного правоведения академик Талия Хабриева. - Ведется разработка правовых решений о системе информирования и оповещения населения на транспорте и т.д. Сотрудники нашего Института принимали непосредственное участие в разработке правовых конструкций для законодательного обеспечения внедрения на практике указанных технологий.
По ее словам, цель "Системы-112" - комплексное оказание помощи человеку в чрезвычайных ситуациях. Причем связь должна работать в обе стороны. Человек может не только сам сообщить о беде, если попал в какое-то происшествие, и вызвать экстренные службы, но и получить срочные сообщения от властей, например, что в районе начинается наводнение. Оповещение по sms позволяет быстро довести информацию до населения.
На федеральном уровне нормативно-правовая база "Системы-112" уже сформирована. Следующий шаг должны сделать региональные власти, которые по закону обязаны обеспечить эксплуатацию и развитие "Системы-112" в своих регионах.
В МЧС особо подчеркивают, что возможность набора номера "112" и работа "Системы-112" - это совсем не одно и то же. Должна обязательно быть предусмотрена и обратная связь с населением.
Скажем, если городу угрожает наводнение, ураган или землетрясение, жители в округе должны получать предупреждения. А в таких условиях резко возрастает роль сотовых компаний. Таким образом, должна возрастать и ответственность.