"Важность этой инициативы неоспорима. Мы сейчас переживаем по-настоящему сложный период, когда культурные и религиозные символы подвергаются безжалостной атаке со стороны террористов. Надеюсь, что эти времена быстро закончатся, но мы, тем не менее, должны немедленно отреагировать на происходящее и встать на защиту нашего культурного наследия", - подчеркнул во время презентации "Раненой Археологии" в Риме министр культуры Италии Дарио Франческини, призвав ради достижения этой цели "держать двери диалога и сотрудничества открытыми".
В рамках этого злободневного на сегодняшний день проекта в стенах национального археологического музея Аквилеи предусмотрено проведение целой серии экспозиций произведений искусства из разных хранилищ, пострадавшим от рук экстремистов.
Стартует проект "Раненая Археология" с открытия выставки тунисского Национального музея Бардо, на который 18 марта 2015-го года напали террористы, убив 22-го человека и нанеся ранения еще 50-ти. В экспозиции, которая будет открыта для публики вплоть до 31-го декабря 2016-го года, представлены восемь уникальных артефактов: две амфоры, одна звезда, одна голова императора, одна статуя и три мозаики.
"Эти выставка для нас крайне важна, потому что она проходит в очень сложный момент для средиземноморского региона, которому угрожает международный терроризм. Мы можем выиграть эту битву только благодаря единству и солидарности", - отметил директор музея Бардо Монсеф Бен Моусса, также принявший участие в официальной презентации этой культурной программы.
Выбор для воплощения этого проекта в жизнь пал на Аквилею далеко неслучайно. Этот город, который в Италии называют "северными Помпеями", не только включен в список культурного наследия ЮНЕСКО, но и всегда был некой "дверью" на Восток (именно в Аквилеи был соединительный пункт дорог, ведущих в Паннонию, Норик, Истрию и Далмацию), а также являлся местом мирного сосуществования между представителями разных народов (иудеи, римлян, латины, греки и североафриканские народы) и конфессий. Сегодня Аквилея, похоже, вновь готова вновь взять на себя эту непростую миссию.
Главным идейным вдохновителем проекта "Раненая Археология", стал бывший посол Италии в России, ныне президент "Фонда Аквилея" Антонио Дзанарди Ланди, который любезно рассказал "РГ" о зарождении данной инициативы.
Антонио Дзанарди Ланди: "Мысль о реализации этого проекта пришла ко мне 18 мая 2015-го года (ровно через два месяца после теракта) во время визита президента Серджо Маттареллы в Тунис. Я сопровождал главу государства в этой поездке в качестве советника по дипломатическим вопросам. В рамках визита мы также посетили музей Бардо - прекрасное и крупнейшее после Каирского египетского музея археологическое хранилище в Северной Африке. Дирекция музея то ли из-за отсутствия времени и средств, то ли намерено оставила после теракта нетронутым внутреннюю часть здания со всеми трещинами и разбитыми от взрывов стеклами. Это произвело на меня неизгладимое впечатление, и я решил предложить президенту, министру культуры и министру иностранных дел Туниса сделать совместный проект с Аквилеей. Наши тунисские коллеги сразу поняли, что речь идет о дружеском жесте и немедленно дали свое добро. Поскольку Европа и Средиземноморский регион переживают очень деликатный момент в своих отношениях с этими новыми воинственными движениями, зарождающимися на Ближнем Востоке и Северной Африке, мы считаем, что было бы правильным говорить об этой проблеме вслух, попытаться понять причины этого явления, а также найти выход из этой деликатной ситуации".
- Какое послание Вы хотите донести с помощью этой выставки?
Антонио Дзанарди Ланди: "Таких посланий у нас целых два. Во-первых, мы хотим выразить нашу солидарность с тунисским народом и правительством в этот непростой для них момент. Во-вторых, сопоставляя мозаики Бардо и Аквилеи, мы хотим продемонстрировать, что в свое время Средиземноморье было единым регионом, как много нас связывало друг с другом с культурной точки зрения, и что сегодня мы тоже находимся "в одной лодке", поэтому все насущные проблемы мы обязаны решать совместными усилиями".
- В своем недавнем обращении к итальянцам премьер Маттео Ренци призвал использовать для борьбы с терроризмом не оружие, а культуру, в том числе и путем укрепления в молодых людях чувства того, что они являются хранителями богатого культурного наследия. Получается, прав был Достоевский, и красота все-таки способна спасти этот тревожный мир?
Антонио Дзанарди Ланди: "Действительно, итальянские власти - Президент Италии и наше правительство уверены, что терроризм можно победить при помощи культурной битвы. Я разделяю эту позицию, однако, с моей точки зрения, сейчас одной красоты, увы, не вполне достаточно. Ее было достаточно во времена Достоевского. Сегодня же мы стали свидетелями того, что против этой красоты ведется самая настоящая война. Разрушая красивые предметы искусства, фундаменталисты хотят продемонстрировать невозможность сосуществования разных культур. Думаю, что к красоте, которая в наши дни переживает грустные времена, нам стоит добавить понимание, психологический и культурный анализ, а также заняться выработкой взаимоприемлемых культурных инициатив".
- Ваш проект заявлен как "многоэтапный". Экспонаты из каких музеев Вы планируете привести в Аквилею в обозримом будущем?
Антонио Дзанарди Ланди: "Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос, потому что мы рассчитываем привести произведения из стран, многие из которых испытывают сегодня те или иные трудности. Конечно, нам бы очень хотелось сделать выставку, посвященную Пальмире, нам также хотелось бы привести что-нибудь из Ливии и Египта. Между тем, мы у нас уже намечен проект с музеями из Балкан. Мы также очень хотели бы поработать вместе с российскими хранилищами. За мои годы пребывания на должности Посла Италии в России я имел счастье реализовать немало культурных инициатив и по-настоящему сдружиться с директорами российских музеев, с которыми мы постараемся наладить сотрудничество. Будучи лауреатом премии "Гоголь", я пожертвовал часть моего денежного вознаграждения непосредственно на реализацию совместных проектов с Россией".