Как рассказали "РГ" в столичном департаменте по конкурентной политике, новым собственником трети площадей ЦУМа, находящихся в хозяйственном ведении ГУП "Московское имущество", станет ООО "Аркада Холдинг". Такое решение принято аукционной комиссией, рассмотревшей две заявки, которые поступили в ходе заявочной кампании. Одну из них отклонили, так как претендент не внес положенный задаток. Кроме того, оказалось, что эта компания находится в стадии ликвидации.
По данным департамента, новый хозяин приобрел часть ЦУМа по начальной цене за 4,3 млрд руб. За это он получил контроль над историческим зданием 1906 года постройки площадью 12,27 тыс. кв. м и еще 7 тыс. кв. м - в более новом корпусе 1974 года постройки. Оба помещения связаны общим пространством, общими перекрытиями и единой кровлей. В общей сложности это составляет треть площадей Центрального универмага, которые составляют 65 тыс. кв. м. Мэрия уже пыталась продать их еще в 2009 и 2010 гг. Но главному претенденту, владеющему основной частью магазина, компании Mercury, запрошенная городом цена показалась слишком высокой.
В марте этого года столичные власти снова выставили свои площади на торги. Найти инвесторов и на сей раз оказалось непросто: сроки подачи заявок переносились четырежды. После ряда попыток тендерный комитет заявил, что готов пойти потенциальным покупателям навстречу, продав объект в рассрочку.
Теперь новый собственник должен выплатить 1,4 млрд руб. после заключения договора купли-продажи, а оставшиеся 3,15 млрд руб. можно будет внести в течение трех лет. Компания также берет на себя ряд охранных обязательств, так как магазин - объект культурного наследия. В течение трех лет он должен отреставрировать фасады и интерьеры зданий по согласованному с городом проекту. А после завершения работ - поддерживать объект в порядке.
Глава городского департамента имущества Владимир Ефимов объяснил "РГ", что продажа части ЦУМа связана с общей концепцией выхода города из непрофильных активов. "В частную собственность передаются объекты, которые не участвуют в обеспечении жизнедеятельности горожан, их безопасности и здоровья или реализацией иных стратегически важных целей, - подчеркнул Ефимов. - За счет этого пополняется городской бюджет, где денежные средства в дальнейшем могут быть перераспределены на реализацию социальных проектов".
Приобретение ЦУМа - больше имиджевая покупка
Для покупателя, по мнению эксперта Ольги Кочетковой, приобретение ЦУМа - больше имиджевая покупка, магазин имеет узнаваемый облик и находится в самом центре Москвы. "ЦУМ может украсить портфолио объектов недвижимости любого инвестора, - говорит Кочеткова. - Приобретенные площади, скорее всего, будут отданы под торговлю, как и все остальные в магазине, реализующем бренды уровня люкс". Это подтвердили и новые владельцы трети магазина.
Справка "РГ"
ЦУМ построен в 1906 году архитектором Романом Клейном в редком для столицы стиле английской готики с элементами модерна. До революции 1917 года он назывался "Мюр и Мерилиз". После революции магазин закрылся, но в 1920-е годы вновь открыл свои двери с названием "Мосторг", которое вскоре сменили на привычное - ЦУМ. В советское время там ежедневно представлялось до 20 тысяч наименований товаров. Именно там модницы со всего СССР могли купить даже норковые и собольи манто. Здесь впервые в России применили практику самообслуживания. Дважды, в 1970-е и 2000-е годы, к магазину пристраивались дополнительные объемы. В наши дни ЦУМ - один из самых известных крупных и дорогих магазинов, где продаются изделия только класса "люкс".