В павильоне № 67 "Карелия" - проект "Авиация: утро новой эры. Россия, 1910-1935". По другой стороне от катка - в павильоне №2 "Народное образование" - показывают выставку "(Не)реальные герои. Художники и персонажи "Союзмультфильма". А чуть подальше - в павильоне № 59 "Зерно" - проект "История моды: от авангарда к ГОСТу". Ставка на программу для семейного отдыха очевидна. Для пап и мальчиков - история авиации, для мам и девочек - познавательный экскурс в историю дизайна тканей, для самых маленьких - мультфильмы.
Расчет довольно точный. По крайней мере, если судить по тому, как на вернисаже чей-то ребенок в ожидании мамы "завис" перед экраном, где шел "Винни-Пух…" (причем с отключенным звуком). По крайней мере с детской аудиторией организаторы не промахнулись. Впрочем, на выставке "Союзмультфильма" есть что посмотреть и есть что вспомнить взрослым. В стеклянных витринах - куклы, "сыгравшие" в фильмах: от Чебурашки до Гоголя (из "Похождений Чичикова" 1974), на стендах - портреты того же Пуха, Малыша и Карлсона, Бременских музыкантов и многих других знакомых из нашего детства. Плюс - раскадровки, рисунки и "сцены" с декорациями и персонажами. Например, культового "Ежика в тумане" ("Совсем как в 3D", - важно заметил юный зритель).
Конечно, хотелось бы более подробного рассказа о каждом художнике анимации, более развернутые комментарии к фильмам и общей для всей экспозиции "сквозной" истории. Но, в конце концов, мультфильмы и их герои и "сами с усами" и способны увлекать зрителей. Что касается процесса создания мультфильма, то с ним помогут познакомиться бесплатные мастер-классы для детей.
Выставка "История моды: от авангарда к ГОСТу" - об истории советского промышленного текстиля 1920-1960-х. Точнее, его дизайна. Это история, с одной стороны, соотносится с историей отечественного "левого" искусства, прежде всего супрематизма, конструктивизма. Так, эскизы тканей Варвары Степановой, Любови Поповой даны рядом с беспредметными композициями Надежды Удальцовой, Казимира Малевича, его учеников Николая Суетина, Константина Рождественского... С другой стороны, сопоставляется с историей западного дизайна. Например, эскизы платьев и пальто Любови Поповой 1924 года даются рядом с альбомом эскизов Сони Делоне того же 1924-1925 года.
Наконец, смена орнаментов на штапеле, сатине, ситце служит индикатором смены эпох и идеологических веяний. Есть удивительные экспонаты, вроде платка середины 1920-х с портретом Ленина, выпущенным на Иваново-Вознесенской мануфактуре. За основу орнамента взята роспись блюда в античном духе. В центре портрет Ленина, а вокруг него закольцовывается монументальный фриз на классическом для античных ваз черном фоне, только вместо древнегреческих героев или вакханок тут шествуют по кругу рабочие и крестьянки с серпами, граблями и прочими орудиями производства. Вокруг этого "блюда" - вязь, имитирующая кружева. А по углам платка, в медальончиках, портреты Маркса, Энгельса, Троцкого и Калинина. Как обтрепанный этот платочек, даже с сохранившимся портретом председателя Реввоенсовета, дожил до наших дней, Бог весть. Но дожил же! Есть праздничная рубаха из атласа, нижняя часть которой (явно не от хорошей жизни) заменена простенькой тканью с производственным орнаментом, составленным из домен, печей, молота… Видно, эту часть закрывал сарафан, а рукава и плечи по-прежнему выглядели "как новые". Эта рубаха больше говорит о своем времени, чем, скажем, постановочные фотографии тех же лет со счастливыми, нарядными, сверкающими улыбками колхозницами.
К сожалению, поясняющий текст к экспозиции впечатляет не столько информативностью, сколько лихими стилистическими перлами. Типа, "ткани Веры Скляровой… привнесли в женский быт яркость, романтику и мечты о хорошем конце". Но "мечта о хорошем конце" еще полбеды. Можно оставить это на совести автора, как и бойкий пассаж о том, что "автор памфлета Григорий Рыклин усомнился, что пышные тела колхозниц - достойный рупор тоталитарной пропаганды". Замечу лишь, что писать о "пышных" телах колхозниц 1933 года, когда после коллективизации и увеличения продаж зерна за рубеж в СССР был массовый голод, нужно обладать, мягко говоря, удивительной бестактностью.
Наконец, впечатлила информация о том, что "стиль new look - пышные юбки, изящные силуэты, тонкая талия - проникал в советскую действительность cо страниц Burda Moden…". Вообще-то журнал Burda Moden и в Германии-то стал известным году в 1952, а новый стиль Диора был продемонстрирован в 1947. Что касается России, то журналы Burda Moden появились здесь на русском в… 1987. Вероятно, профессиональные дизайнеры теоретически могли иметь доступ к западным журналам и в 1950-е, особенно после смерти "кремлевского горца". Но в этом случае профессионалы ориентировались бы на французские издания: Париж в то время оставался законодателем мод. Сам Диор, как известно, приехал с показом коллекции в Москву в 1959. Но к new look’у привезенные платья не имели отношения: new look к тому времени был далеко не нов.
Пожалуй, из трех только что открытых выставок на ВДНХ, самой внятной, целостной, блистательно сделанной стала "Авиация: утро новой эры. Россия, 1910-1935". Дело даже не в том, что здесь можно увидеть настоящий "фарман", на котором летали в начале ХХ века, в том числе во время Первой мировой. Воссозданный в масштабе 1:1 по чертежам Георгием Галли (Санкт-Петербургский университет гражданской авиации), с небольшим мотором за сиденьем пилота, открытый всем ветрам, он производит невероятное впечатление. Глядя на него, понимаешь, насколько отчаянными сорвиголовами должны были быть первые авиаторы, рисковавшими взлетать на этих хрупких "этажерках".
Стремительное развитие авиации было, конечно, продолжением века важнейших научных открытий, кругосветных путешествий и триумфа естествознания. Неудивительно, что многие будущие конструкторы, как Игорь Сикорский или Александр Яковлев, зачитывались в детстве романами Жюль Верна. Кураторы смогли не только передать этот пафос первопроходцев, которым жили создатели авиации, но и показать, как драматизм истории влиял на судьбы людей.
Даже тех, кто знаком с историей российской авиации, здесь ждет много открытий. Например, показ фотографий макета и проекта самолета К-7, созданного по типу "летающего крыла". Между прочим, некоторые эксперты считают, что у этой идеи по-прежнему есть будущее. Создатель самолета К-7 Константин Калинин, выпускник Гатчинской военной авиашколы, летчик-офицер царской армии, был очень талантливым конструктором. Как писал академик И. Артоболевский, "вот были два великих авиаконструктора - Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает. Его на вершине славы загубили молодым у себя дома". Калинин был расстрелян через несколько лет после того, как К-7 разбился во время незапланированных испытаний. Отдельная история - судьбы летчиков во время Гражданской войны.
И, конечно, на выставке нашли отражение такие этапы развития авиации, ставшие важнейшими медийными событиями своего времени, как спасение челюскинцев, экспедиции Умберто Нобеля и перелет через Северный полюс. Осмотрев выставку, не забудьте дойти до экспозиции, посвященной легендарному "Як-42" и конструкторскому бюро Яковлева. Это часть авиационного проекта, но на отдельной площадке.