04.12.2015 10:29
    Поделиться

    Воронежские села оживят вера и фольклор

    Как воронежцы пытаются оживить свои села
    Раз пресечь отток людей в город невозможно, жители Воронежской области пытаются хотя бы поддержать в горожанах интерес к тому, что происходит на земле. Авось…

    "РГ" собрала несколько приманок для туристов и потенциальных "возвращенцев".

    Маршрут по околицам

    Хохольскому району относительно других еще повезло. От Воронежа рукой подать, у села Костенки - самая древняя стоянка человека в Европе. Туристы в археологический музей в сезон ездят довольно активно, но если в группе не школьники, одних костей мамонта маловато. Да и не костями едиными жив район!

    Несколько лет назад он сам был вымирающим. Теперь и работа подтянулась (из Воронежа перенесли мыловаренный завод), и переселенцы. Люди осознали, что спасение в их руках.

    Одной из опор такого возрождения стала вера. За последние годы в районе обустроили немало освященных источников с купелями, освятили в Хохле новенький Казанский храм. На волне интереса к внутреннему туризму решили залучить к себе гостей из мегаполиса. За четыре часа по маршруту "Тропами хохольских родников" можно объехать основные места и вернуться в город. Чем заманивать? Вроде и нет в здешних селах вековых святынь, увешанных приношениями чудотворных икон и целебной воды, от которой бы лежачий встал. Но есть искренность и простота.

    Руководители воронежских турфирм по маршруту уже прокатились. Кому-то понравилось общение с сельскими батюшками - дома "начинающие верующие" порой боятся к человеку в рясе подойти да слово молвить. Кого-то заинтересовал этнографический колорит.

    Родник иконы "Взыскание погибших" расположен в логу у дороги Воронеж - Хохол. Известность получил в пору гонений на веру.

    - В 1930-е годы колхозники ехали на работы в поле, глядь - на горизонте огненный столб. Решили - стога горят. Поближе подобрались - оказалось, нет пожара, - рассказал деревенскую быль член райсовета ветеранов Семен Кобцев. - Ну, потрудились, после обеда пошли к роднику посуду мыть. Вода вдруг прибыла, омыла большой розоватый камень, и на нем стали видны три белых креста. А звеньевая, комсомолка Анна, увидела икону "Споручница грешных". Народ как прознал - весь лог запрудил. Ну, вскоре забрали ту Анну в НКВД. Из комсомола исключили и отпустили. Стали камень у родника взрывать, чтоб и памяти не осталось. Не с первого раза, но разбили камень на мелкие куски. Люди их по домам растащили. С тех пор место и прозвали святым источником. Я сам тут воду брал, когда в поле работал. А на пенсию вышел - решил все сделать по-человечески.

    Земляки поддержали. Почистили родник, выложили плитами лестницу с бугра. "Одного инвалида по его просьбе подносили - на коленях помогал", - добавил Семен Игнатьевич. Источник освящают трижды в год. Рядом - "шкаф" с выцветающими на солнце образами. Внутри крытой купели - махровые полотенца и наивная мозаика из иконок (с чеканкой на фольге и бумажными цветочками, с вышитыми рушниками поверх киотов, даже голографическая картина есть).

    - Однажды пришел сюда - стоит новая икона, маслом писанная. Необычная. Батюшка велел убрать. Не по канону, говорит. А мне что-то жалко, красивая она… - вздыхает Кобцев.

    Родник Казанской иконы Божьей Матери в Хохле тоже восстановлен трудами пожилых прихожан. По словам председателя ветеранской организации района Ивана Квасова, история села связана с этим местом:

    - Здесь путники останавливались отдохнуть по дороге в Воронеж. Роща на кургане напоминала им хохол птицы, так и говорили: "До хохла доедем, там и город недалеко". У нас часто люди воду набирают - самая чистая во всей округе! Построим купель, будет, наверное, еще больше гостей.

    Матренкины дворы

    Выселки Хохла - села Староникольское и Никольское-на-Еманче (когда-то их не разделяли) - носят в народе название "Матренки". Его знают и в Воронеже, и во многих городах России благодаря волонтерскому проекту. Уроженка села Ирина Хребтова, работая в городе, смогла объединить множество людей идеей возрождения храма на своей малой родине. Люди перечисляли деньги, приезжали по выходным - расчищать, крыть и красить…

    Гости могут попробовать выткать узор из толстой шерсти, сплести бисерный гайтан

    Добровольцы за четыре года восстановили "русско-византийскую" церковь в Никольском-на-Еманче, построенную в 1878-м по проекту Константина Тона. Того самого, что возвел в Москве храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Потом облагородили купель у родника, который местные почитают святым уже лет триста. В планах у "Матренок" - благоустройство территории, детская и спортивная площадки, помощь детям из неблагополучных семей.

    На сайте движения собраны любопытные воспоминания старожилов - о сельской и церковной жизни начала ХХ века, о последнем настоятеле храма отце Федоре, который был расстрелян в Дубовке под Воронежем вместе со священномучениками Даниилом Алферовым из Староникольского и Александром Вислянским из Семидесятного. А еще - о фашистской оккупации. В Хохольском районе побывали на постое и немцы, и итальянцы, и мадьяры. Их кладбища по международному соглашению содержат в образцовом порядке. Венгерское, занявшее три гектара, так и вовсе считается центральным - под Воронежем погибло рекордное количество солдат из этой страны. Ну, а в Никольском-на-Еманче не забывают про концлагерь, который устроили фашисты, и про расстрелянную с четырьмя детьми Василису Асташову - она укрывала советского солдата. Памятник матери стоит у храма. Военная история хохольской земли может стать "магнитом" для тех, кто хочет изучить родину не по книгам. Дело за экскурсоводами.

    Вперед и с песней

    Еще один "святой источник" района - народная культура. Тут селились однодворцы из Рязанского княжества и Запорожья. Яркие костюмы, мягкий суржик, характерная песенная традиция - прочувствовать колорит прошлого сегодня помогает музей "Мастера". В самом центре села 30 лет назад люди методом народной стройки превратили ветхую избу зажиточного крестьянина середины XIX века из офиса госучреждений в сказочный терем. Внутри воссоздали аутентичную обстановку - печь, полати, божница, прялка с куделью - и представили шедевры известных ремесленников. Например, ковры народного мастера Воронежской области Марии Гладневой (1919-2000) - ее работу "Адам и Ева" когда-то забрали в Лувр.

    Гости могут и сами попробовать выткать узор из толстой шерсти, сплести бисерный гайтан, смастерить обрядовую куклу или свистульку расписать. Умельцы подскажут, играм старинным научат, блинами и киселем попотчуют. Любимое развлечение - понятное дело, фотосессия. Из сундука извлекаются подлинные рубахи и поневы, которые не тесны даже самым роскошным дамам. Хрупких даже постыдят в шутку - мол, как с такими мослами да молотить?!

    Ансамбль "Хохольские родники", который встречает посетителей музея, - визитная карточка этих мест. В нем пели (и иногда поют) главы сельских поселений, даже глава района.
    Участники коллектива в начале 1990-х создали религиозную общину, мечтали возвести на главной площади храм - как до революции. Казанскую церковь построили всем миром. Напротив нее - облицованная плиткой школа, бывший храм. А посередине - два памятника, сопоставимых по размерам. Один Ленину, другой Герою Советского Союза полковнику Григорию Васильеву и солдатам  Алтайского 605-го стрелкового полка, который освобождал Хохольский район в годы Великой Отечественной. Есть еще мемориал землякам, погибшим в "горячих точках". Все ХХ столетие на одном пятачке.

    Островки в безопасности

    Аннинскому селу Островки после перестройки тоже грозило вымирание. Ферма закрылась, школа перешла в разряд малокомплектных. Местная администрация начала зазывать переселенцев с детьми из бывших советских республик. Постепенно появились фермеры и сельхозпредприятия, газ и фельдшерский пункт.

    Чтобы взбодрить земляков и напомнить о селе тем, кто оттуда уехал, на базе школы с 2012 года начали проводить фестиваль "Зовут родные Островки". Бросили клич в "Одноклассниках", собрали знаменитых и безвестных выпускников, бизнесменов, чиновников - всех, от кого село вправе ждать помощи. У местного ДК в бюджете были сущие копейки…

    И праздник заметили. В августе в Островки приезжают гости из Москвы и Тюмени, Молдавии и Украины. Во дворе школы поставили нехитрые арт-объекты, возле которых приятно фотографироваться, и временную часовню - когда-то здесь был храм.

    Благодаря Интернету о селе стали узнавать и те, кто никак с ним не связан. Иногда это помогало сделать выбор в пользу переезда. Вячеслав Бондаренко из Волгоградской области прибыл на жительство вместе со своим слетом бардов "Берег". Немало семей перебралось в Островки с севера. Одна из активистов "ренессанса" в Островках Галина Шатунова даже издала книгу с пошаговым планом по организации такого сельского события и стихотворными одами малой родине.

    Поделиться