Напомню, в ходе реализации городской программы "Моя улица" в столице преобразились уже около полусотни улиц Москвы.
- Идеология везде одна - создание более дружеской атмосферы в столице. В городе больше для пешеходов, чем автомобилистов, - рассказал Григорий Ревзин. - В таком городе улица не столько пространство для передвижения, сколько общественное пространство для пребывания, в котором есть место для велосипедов, зелени, городской мебели.
Именно с этой целью была выдвинута идея заузить на Тверской проезжую часть и расширить пешеходное пространство. Сделать это можно двумя путями, считают в "Стрелке". Во-первых, просто выровняв дорогу по ширине, так как сейчас она в одном месте широкая, а чуть дальше сужается, что приводит к пробкам. В случае, когда транспортный поток движется сначала по 10 полосам, а потом утыкается в 6, иначе и быть не может. Во-вторых, неоправданно то, что полосы движения по ширине на Тверской такие же, как на загородных шоссе.
- Такая роскошь для города не обязательна, - говорит Григорий Ревзин. - Хотя понять, откуда это взялось, нетрудно. Тверская всегда была символом Москвы. Во время реконструкции 60-х годов главенствовала идея, что Москва - технологический город прогресса, символ которого автомобиль. Поэтому зрелище магистрали, полной машин, притекающей к Кремлю, считалось впечатляющим.
Время заставило переосмыслить этот взгляд. Вдруг стали заметны те же пробки, та же очень плохая экология, когда одна машина съедает весь кислород, который вырабатывает за год 2,5 "квадрата" уцелевшей в центре Москвы зелени на человека. Да и есть уже опыт Никитских улиц, где полосы сузили с 3,5 м до европейского стандарта в 3 м, а пропускная способность хуже не стала. Значит, почему бы не сделать то же на Тверской?
И при всем этом на главной магистрали должен остаться общественный транспорт, уже завоевавший там для себя выделенную полосу, и найтись место для велодрожек, так как каждый москвич, который предпочтет крутить педалями, оставит автомобиль дома.
И все-таки, глядя, как заполнена Тверская транспортом, возникает вопрос: а нужна ли тут пешеходная зона?
- Нужна, - уверен Григорий Ревзин. - Посмотрите, как много здесь гуляющих, особенно туристов. Где еще увидишь такой открыточный вид на Москву?
Впрочем, напоминает архитектурный критик, в 50-60-е годы здесь гуляла и московская молодежь. Тверскую она называла своим Бродвеем, и был у нее даже свой Коктейль Холл - очень модное место в городе. Понимая, что на конкурсе будут предложены авторские решения, как перекинуть на Тверской мостик с пешеходного прошлого в пешеходное будущее, архитекторы "Стрелки" советуют этот бэкграунд не забывать.
Не раз звучала идея делать всю Тверскую пешеходной - хотя бы часа на два по воскресеньям. Но эксперты против: говорят, нереально при той роли, которую играет магистраль для связи города в целом. А вот пешеходная Тверская в День города или какой-то другой праздник - это уже испытано. "Для того чтобы ощутить масштаб улицы, достаточно иметь возможность погулять по Тверской без машин два раза в году", - говорит Григорий Ревзин.
В остальное время важно обеспечить пешеходам качественный тротуар, чтобы могли гулять не спотыкаясь. А уставшим было где отдохнуть. Ведь пройти от Триумфальной площади, скажем, до Кремля - довольно большое расстояние. Еще недавно на всем этом пути негде было посидеть. Первые лавочки на магистрали появились два года назад. В большинстве своем монументальные, из мрамора, как сама Тверская. К ним авторы проекта, который выиграет в конкурсе, могут добавить городскую мебель, как, скажем, сделали минувшим летом в Черниговском переулке при благоустройстве пешеходной зоны Ордынки.
Такую же функцию - места отдыха, по мнению эксперта, играют на Тверской кафе. И спасибо кризису: благодаря ему там вместо дорогущих ресторанов появился вполне демократичный общепит.
Ну, а что с деревьями, поинтересовался корреспондент "РГ". Так и будем довольствоваться зимой елками, а летом липами в кадках? Увы! Посадить заново деревья в землю, вымершие в 90-е годы в угаре автовыхлопов, не удастся, считают и архитекторы, и экологи. И потому, что за прошедшие с тех пор три десятка лет машины с бензиновыми двигателями не уступили дорогу электромобилям, а значит, воздух чище не стал, и потому, что под асфальтом на Тверской очень много подземных коммуникаций. Трогать их небезопасно, да и запрещено но нормам СНИП. Поэтому да, остается уповать на разные искусственные сооружения для зелени. В таких ли кадках, в каких уже стоят, или в других, как, например, на Неглинной, где появились кадки размером с автомобиль. Правда, это удовольствие оказалось не из дешевых. В любом случае, подчеркивает Григорий Ревзин, для пешехода всегда лучше, когда паркуются деревья, а не автомобили.
Кстати
Будут ли на Тверской какие-то изюминки? Тоже вопрос авторского решения. Но в "Стрелке" убеждены: Тверская - главная конструкция города, где не следует искать изюминки, вроде здесь сделать лужицу с фонтанчиком, здесь теремок, а здесь золотого петушка. Это неправильно, правильно, когда улица целиком становится новой.