Дискуссия: Надо ли перепечатывать книгу "Майн кампф"

За

Александр Сокуров, кинорежиссер:

Нацизм - это явление сложное и противоречивое, но в то же время целостное. Поэтому борьба с ним должна быть осмысленной и мужественной. Нужна последовательная просвещенческая работа. И не надо бояться этих слов - нацизм, гитлеризм. Надо помогать разобраться в том, что это было. Поэтому перепечатывать и комментировать книги, написанные идеологами страшного зла, необходимо. А что касается Европы, то это сейчас конфликтная зона, где нет взаимопонимания, ни политического, ни национального. Разве можно остановить сейчас цивилизационно-просвещенческую работу, которую ведут в том числе и ученые? Категорически нельзя. Ведь наплыв беженцев - это результат грубейших политических ошибок наших европейских соседей, которые я наблюдаю последние 15-20 лет.

Кое-кто считает, что в ситуации, когда начались выступления неофашистов вокруг лагерей беженцев, простой доступ к текстам Гитлера направит неокрепшие мозги далеко не в человеколюбивую сторону... Неокрепшие умы перетащат на свою сторону те вполне "окрепшие", которые легко доберутся до подпольного Гитлера. Ведь власть над умами именно у тех, кто действует тайно и открыто палаточные лагеря мигрантов не жжет. Важно, чтобы в зону нацизма не попали умные люди в первую очередь. А уж во вторую - наивные. С первыми нужно разговаривать языком логики. Надо доверять молодым, которые четко реагируют на фальшь и смысловую невнятицу. Если вся муть, которая есть в "Майн кампф", страшная и опасная, будет раскладываться, анализироваться человеческим языком без зауми, то убережем большое число людей от нацизма. Большее, чем если будем запрещать публикацию.

Было время, когда тексты Гитлера были доступны миллионам. Гитлер не скрывал своих намерений. Он понимал, что его идеи найдут понимание... Поэтому оружие в борьбе с этим злом должно быть радикальным, но очень умным. Политики должны выходить за пределы каких-то истерических реакций, применения силы. Политика должна действовать в пространстве логики и умных размышлений, умных акций. Но государства таких не производят. Поэтому надо содействовать тому, что может противостоять интеллектуальному распространению нацизма. Нужна мощная, иногда даже с юмором, интеллектуальная атака.

К сожалению, в пространстве антифашистской борьбы нет человека, который посмотрел бы на современный фашизм с сарказмом, высмеяв, разбил все эти идейки. Нет большого писателя, который бы вынес приговор фашизму современным языком. Это опасно, год от года нужны новые вакцины от этой инфекции, которая распространяется все быстрее.

Против

Марлен Хуциев, кинорежиссер:

Меня всегда волновала тема связи поколений, особенно военного и последующих... Вы спрашиваете, как бы отнеслись герои фильма "Июльский дождь", собравшиеся на 9 Мая вспомнить своих однополчан, к тому, что в Мюнхене переиздают книгу "Майн кампф"? С возмущением! Не с обидой, а с гневом, и это разные вещи. Как можно иначе отнестись к тому, что нам напоминают о войне, где погибло столько наших людей, но которая закончилась разгромом фашистской нечисти, вот таким способом, вытаскивая и перепечатывая труды Гитлера? Как к этому могли отнестись мои герои и отношусь я? С осуждением и гневом!

Редакторы "Майн кампф" утверждают, что она сама себя разоблачит. Думаю, что для многих молодых людей такие экстремистские тексты весьма привлекательны. Поэтому скорее всего получится не разоблачение, а реклама этой страшной коричневой философии. Даже если читать с комментариями, которые пытаются объяснить, что это была за идеология, на какой почве она замешана.

Прежде всего с книгой познакомятся немцы, а уж им и без нового издания книги Адольфа Гитлера хорошо известно, что это было за страшное время, о каких преступлениях рассказывает нацист номер один в своей книге "Моя борьба". Еще раз это объяснять им не нужно.

Время для перепечатки выбрано очень "удачно". Я бы даже сказал, не случайно. Европейский союз лихорадит от того, что он не способен переварить массу гостей, которые отличаются от европейцев, практически во всем, начиная с религии и заканчивая национальными особенностями культуры быта. На такой почве, как известно, хорошо себя чувствуют неофашисты. И далекое от коричневой идеологии толерантное местное население тоже не скрывает своего раздражения. Соединять сегодняшнюю ситуацию в Европе с выходом этой отвратительной книги, мягко говоря, неосмотрительно.

С моей точки зрения, вероятность вспышки интереса к идеологии нацизма именно сейчас очень велика. Посмотрите, как популярна сейчас символика фашизма, где только не увидишь свастику и знаки различных подразделений вермахта и СС. Фашизм многолик, поэтому особенно опасен. И поэтому особенно важно говорить об этом с молодыми и делать это нужно предельно прямо, откровенно, называя вещи своими именами и не избегая страшных подробностей. Для меня бы было очень больно обнаружить проявления фашизма у нас в стране, которая его победила.