В мировой экономике семейные компании создают от 50 до 80% рабочих мест. Их доля в численности компаний по всему миру превышает две трети. Семейные фирмы стали очень успешными благодаря личному подходу к делу, среди них, например, Zara, Auchan, MARS, Nestle и др.
Постепенно в России отношение к компаниям, которыми управляют супруги, меняется: уже меньшему числу людей придет в голову мысль, что муж или жена получили свое место управленца только благодаря родственным связям, а не собственному профессионализму. Но это не отменяет того, что работать с самым близким человеком бывает сложно и иногда плохо для бизнеса.
"Совместный семейный бизнес - это круглосуточный "совет директоров", - рассказывает Филипп Ильин-Адаев, генеральный директор и основатель группы компаний "Банки.ру". - Нас с Еленой (примеч. - Ищеева, исполнительный директор группы компаний "Банки.ру", руководитель проекта Finparty.ru) нельзя оставлять вместе - первые полчаса-час мы будем говорить исключительно о работе, и только потом нас "отпустит". Остановить нас может лишь присутствие детей. А наши друзья с этим давно смирились".
Более десяти лет назад Филипп создал информагентство "Банки.ру". Сначала просто как хобби. Елена в тот момент работала на телевидении, после съемок стала брать у знаменитых персон первые интервью для рубрики "Звезды в банке", которую сама же и придумала. Так как телевизионная карьера - субстанция нестабильная, то в какой-то момент решила резко переориентироваться и начать работать с мужем плечом к плечу. Поверила в идею интуитивно.
"Только спустя 10 лет мы перестали говорить о работе дома. До этого это были почти круглосуточные баталии в поисках верных решений. Сейчас все спокойнее, так как я ушла в развитие проекта Finparty.ru, а Филипп остался на хозяйстве в Банки.ру. Плюс у нас кабинеты на разных этажах в офисе. Правило одно - нужно доверять и делегировать полномочия, иначе задохнешься от перегрузки", - говорит Елена Ищеева.
Виталий Муравьев, президент кондитерской фабрики "Победа", и его супруга Ольга Муравьева, гендиректор фабрики, изначально не были бизнесменами. Он ученый биофизик, она - преподаватель физики и математики. Около трех лет проработали по специальностям, потом занялись бизнесом.
"Я думаю, что в совместном бизнесе больше плюсов. Мы не тратим время на недоверие и перепроверку информации. Мы полностью понимаем друг друга и в бизнесе, и как семья. Нельзя сказать, что с самого начала все было легко. Была некоторая борьба, связанная с разделением зон ответственности, и конкуренция за влияние. Это естественно, молодые люди конкурируют, но это сделало нас только сильнее", - отмечает Виталий.
Екатерина Иноземцева и Дмитрий Юрченко - выпускники бизнес-школы "Сколково". Их семейный бизнес - "ОЖ" - Территория", проект TheOstrov. "Он сооснователь Кнопки Жизни - известной компании в области мобильной медицины. На меня "падала" нагрузка в виде пиара. За пять лет такого сотрудничества мы поняли, что прекрасно уживаемся вместе, на работе и дома. Мы вообще практикуем проектный подход на работе и в жизни - вместе написали книгу, пробежали марафон, сделали кэмп ЗОЖ в Таиланде и т.п. Выработали для себя несколько правил. Одно из них - "правило диктофона". Нужно просто доставать диктофон, если происходит конфликт, чтобы потом разобрать его по косточкам", - рассказывает Екатерина.
Екатерина Петерсил, сооснователь проекта MeetPartners, вспоминает: "Я и подумать не могла, что когда-то осмелюсь покинуть стабильную работу с высокой зарплатой, расширенной страховкой и годовыми бонусами. Все изменилось, когда я встретила Гила: этот бесстрашный канадец без знания русского языка открывал один бизнес за другим, в то же время помогая десяткам стартапов и их молодым основателям находить инвестиции. В какой-то момент мне все это стало настолько интересно, что я подумала, а если получается у них, может и я смогу?". Ее супруг Гил Петерсил уверен: в любом бизнесе много рисков, и иногда стресс может зашкаливать, именно в эти моменты нужно сохранять предельную откровенность друг с другом.
Максим Черный, гендиректор студии дизайна интерьера Artum, вспоминает, как в октябре 2010 года организовал с супругой компанию с нуля - в кармане было 30 тыс. руб. Из них 20 тыс. потратили на аренду офиса в общежитии, 3 тыс. ушло на подключение телефона. Опыта в бизнесе не было никакого - занимались и дизайном, и мебелью. В итоге за 5 лет масштабировали компанию до 28 сотрудников и годового оборота в 35 млн руб. "Жена признает, что главный - я, поэтому финальное слово всегда за мной, и это не обсуждается. Так проще принимать решения. Чтобы в бизнесе муж и жена были успешными, они должны быть успешными прежде всего как бизнес-партнеры. Партнеры должны дополнять друга друга разными компетенциями. С какого-то времени ты перестаешь воспринимать жену на работе, как жену, а воспринимаешь, как сотрудника", - резюмирует Максим Черный.