Закон о противодействии деструктивным культам предлагает принять аппарат уполномоченного по правам человека в РФ. Его представитель, начальник аналитического отдела экспертно-правового управления Сергей Лобырев, сообщил о необходимости уточнения перечня оснований для ликвидации религиозной организации.
"По результатам анализа обращений в аппарат уполномоченного у нас возникли предложения о совершенствовании законодательства, которые могли бы защитить права граждан РФ от тех организаций, которые преследуют определенную идеологию, определенные цели, возможно коммерческие", - цитирует слова Лобырева, произнесенные на круглом столе в Госдуме, агентство "Интерфакс".
В частности он предложил предоставлять религиозным организациям статус юридического лица только после обязательной государственной экспертизы - в настоящий момент она носит лишь рекомендательный характер.
Также в ходе круглого стола выступил глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, отметивший, что сейчас сложно ввести юридическое определение слова "секта", которое бы помогло бороться с деструктивными культами. Законодатели и юристы пользуются термином "новые религиозные организации".
Нилов отметил, что на региональном уровне появляются свои способы борьбы с религиозными сектами: в Белгороде, например, принят закон о миссионерской деятельности.
"С одной стороны, понятен мотив, с другой - такой подход можно рассматривать как некое нарушение прав", - дал свою оценку региональным инициативам депутат.
Проблема законодательного ограничения деятельности религиозных сект встает уже не в первый раз. Полтора года назад в Госдуме была сформирована специальная рабочая группа, которая должна была заняться юридической формулировкой понятия "секта" - эту инициативу тогда прокомментировал в интервью "РГ" Александр Дворкин, известный сектовед, профессор Православного Свято-Тихоновского университета:
"Проблема требует вдумчивой, многолетней работы. Нужно понять, что это за явление, какие меры и законы нужно принимать, что наиболее оптимально для нас, но главное - собрать факты. Надеюсь, что не будет принято никаких скороспелых решений. Если мы введем юридический термин "секта" без подкрепления его массой доказательного материала, то эти самые секты завалят суды своими исками. Более того, каждую секту, выигравшую процесс, мы никогда не сможем назвать сектой. Собранные, доказуемые факты нарушения прав человека или иных правонарушений в той или иной организации позволяют ее ликвидировать. Независимо от того, называется она сектой или нет. Список нарушений, который позволяет определить организацию как секту, существенно облегчит процесс. Можно будет более массово ликвидировать такие организации, закрывать сразу по всей России, а не в каждом отдельном городе".