08.12.2015 00:43
Поделиться

Юристы стали использовать план BEPS в судах

Рекомендации ОЭСР по реализации плана BEPS еще не нашли отражение в законодательстве стран, которые объединились в борьбе с выводом средств в низконалоговые юрисдикции. Но юристы уже начали использовать приведенные в BEPS схемы при выстраивании обвинительных стратегий в судах. Участники конференции "Деофшоризация: управление рисками" рассказали о том, что рекомендует ОЭСР и какие решения на основе этих рекомендаций принимают российские судьи.

Всего ОЭСР опубликовала 15 докладов, в них содержатся рекомендации по внесению изменений в национальное законодательство. Все они направлены на реализацию плана BEPS, принятого ОЭСР еще в 2013 году. Тогда проблема размывания налоговой базы и вывода средств в низконалоговые юрисдикции была признана общемировой. Аналитики ОЭСР констатировали: большинство схем по уходу от налогов основано на нестыковке налоговых законов разных стран. Это позволяет корпорациям организовывать бизнес таким образом, что ни в одной из стран прибыль не подпадает под налогообложение или же облагается налогами минимально, несоразмерно полученным доходам.

С момента публикации плана BEPS юристы начали использовать приведенные в нем налоговые правонарушения в качестве аргументов в судах. "Есть уже примеры, когда доклады использовались для того, чтобы доказать, что компании делают что-то незаконное, - говорит Александр Аничкин, партнер и руководитель Российской налоговой практики международной юридической фирмы Clifford Chance. - Юристы ссылаются на план BEPS при выстраивании обвинительной стратегии". Совсем свежий спор, связанный с покупкой недвижимости, приводит в пример Джангар Джальчинов, партнер и глава российской налоговой и таможенной практики международной юридической фирмы Dentons. "Одна компания купила недвижимость у другой, - рассказывает эксперт. - Покупатель получил заем от своей материнской кипрской компании. Продавец, получив средства, остаток отправил своей материнской компании тоже на Кипр". В итоге суд сделал вывод: раз две компании находятся на Кипре, значит, они аффилированные. И таких выводов много, констатирует Джангар Джальчинов.

С чем на самом деле призывает бороться ОЭСР? Какие рекомендации содержат опубликованные организацией доклады? "ОЭСР разработала рекомендации, как облагать налогом компании, которые имеют возможность проникать в рынки различных государств, не создавая постоянного представительства, офиса продаж, но при этом получая деньги от местных потребителей", - рассказывает Александр Аничкин. Аналитики ОЭСР пришли к выводу, что подобные организации дробят бизнес на мелкие фирмы, занимающиеся только одним видом деятельности. Дана рекомендация к их объединению, если деятельность реализуется группой компаний, отмечает эксперт.

Также рекомендации касаются устранения так называемых гибридных инструментов, которые позволяют избежать уплаты налогов. "В одной стране, к примеру, вывод средств квалифицируется как уплата процентов и не облагается налогом, в другую - деньги приходят в качестве дивидендов и попадают под льготы. В итоге получается двойная выгода по обе стороны границы", - констатирует Александр Аничкин. Доклад ОЭСР содержит рекомендации, каким образом странам поправить соглашения об избежании двойного налогообложения, чтобы устранить возможность ухода от уплаты налогов.

Кроме того, доклады ОЭСР содержат рекомендации по разработке эффективных правил КИК. "Правила КИК существуют в разных странах, но их эффективность оставляет желать лучшего, - говорит Аничкин. - Плюс они приводят к нежелательным проблемам. Так, правила КИК в идеале не должны приводить к повышенному налогообложению, к ситуациям, когда налогоплательщик платит с одного дохода налог дважды или трижды". Но такие случаи возможны, когда правила КИК формируются на уровне национального законодательства, без учета норм других стран.

В России создано законодательство о КИК. "Закон действует практически год, - напоминает Надежда Кузьмина, начальник сводно-аналитического отдела департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина. - Ввод в действие этого закона показал необходимость внесения изменений. Первые изменения прошли практически сразу же, через полгода после принятия закона. Но остались еще нерешенные проблемы". Документ с поправками в закон о КИК находится сейчас в стадии антикоррупционной экспертизы. Изначально проект включал поправки, относящиеся к КИК и правилам трансфертного ценообразования. "Но из правил трансфертного ценообразования остались только изменения в порядок расчета взаимозависимости", - отмечает Кузьмина. В результате подготовленный документ практически полностью посвящен КИК.

ОЭСР также рекомендует сократить до минимума использование в национальном налоговом законодательстве практик, признанных мировым сообществом вредоносными. Речь идет о необоснованных налоговых преференциях. "Вы, наверное, слышали, что сейчас в Европе разгорается скандал по поводу Люксембурга, его обвиняют в предоставлении необоснованных налоговых льгот бизнесу, который регистрируется на его территории", - рассказывает Аничкин. Каждая страна вправе устанавливать налоговые льготы на своей территории. Но ОЭСР настаивает на том, что льготы не должны использоваться для переманивания налогоплательщиков из других юрисдикций. Кроме того, организация рекомендует наладить информационный обмен, с помощью которого можно будет отследить всех получателей льгот.