(Справка "РГ": Радиологическое оружие - разновидность оружия массового поражения, использующего в качестве поражающего элемента ионизирующее излучение радиоактивных материалов).
Поэтому предупреждение возможных актов ядерного терроризма, по словам эксперта, должно стать одним из направлений сотрудничества России и Запада по обеспечению глобальной безопасности.
"Убежден, что, несмотря на жесткую конфронтацию между Западом и Россией, рост военной активности, проблему беженцев, решительная борьба с ядерным терроризмом не должна отходить на задний план. Необходимо, чтобы лидеры России, США и стран ЕС признали, что противодействие ядерному терроризму является высшим приоритетом глобальной безопасности", - подчеркнул Вячеслав Кантор.
Иначе, отметил он, террористы могут взорвать в одном из европейских мегаполисов "грязную" бомбу или разрушить один из многих исследовательских центров.
"Грязной бомбой" эксперты называют боеприпас с обычной взрывчаткой, содержащий радиоактивные вещества. Такое оружие, использование которого считается разновидностью ядерного терроризма, никогда еще не применялось в реальных условиях.
Президент Люксембургского форума обратил внимание на то, что процесс переговоров между РФ и США по сокращению ядерного вооружения, был прерван, причем еще до резкого обострения отношений между двумя державами.
По мнению экспертов форума, странам сейчас необходимо приступить к консультациям и переговорам по дальнейшим сокращениям стратегических наступательных вооружений, по прозрачности и контролю в отношении нестратегического ядерного оружия, как этого требует статья VI Договора о нераспространении ядерного оружия. "Во-вторых, необходимо искать решения по устранению противоречий по влиянию на стратегическую стабильность ПРО США, Воздушно-космической обороны России, стратегического высокоточного неядерного оружия", - считают эксперты.
По их единому мнению, владея крупнейшими ядерными арсеналами мира и будучи давними лидерами режима ядерного нераспространения, США и Россия несут особую ответственность, обязывающую их сотрудничать по ядерным вопросам даже тогда, когда их позиции по другим вопросам резко расходятся.
Кроме того, как отмечается в рекомендациях, сформированных по итогам заседания Люксембургского форума, нужно "скорректировать сохраняющиеся со времен холодной войны условия применения стратегических наступательных вооружений США и России, увеличив время принятия решений о пусках ракет на основании информации от систем раннего предупреждения двух государств".
Также президент Люксембургского форума призвал Россию, США, Европу и страны Ближнего Востока договориться наконец о тесной координации и усилении реальных действий против "Исламского государства". "Также необходимо обеспечить предельно допустимое сотрудничество специальных служб и оперативных органов для выявления и пресечения попыток захвата ядерных материалов и подготовки ядерных терактов", - отметил Вячеслав Кантор.
Рекомендации Люксембургского форума будут разосланы лидерам РФ, США и других государств. "Убежден, что обращение не останется без серьёзного внимания. Потому, что оно будет направлено от имени прекрасно известных в мире выдающихся учёных и политических деятелей, имеющих колоссальный опыт анализа и решения главных проблем безопасности в современном мире", - заключил глава Люксембургского форума.
Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы был создан в 2007 году по итогам экспертного форума в Люксембурге. Организация объединяет экспертов в области нераспространения ядерного оружия, ядерных материалов и средств доставки. В частности, в наблюдательный совет форума входят бывшие министры обороны США и Великобритании Уильям Перри и Дес Браун, а также бывшие руководители МАГАТЭ Мохаммед Эль-Барадей и Ханс Бликс.
Основные задачи форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению региональных ядерных кризисов.