Его авторы отмечают, что это не предел: долговая нагрузка регионов будет расти и в будущем может негативно повлиять на суверенный рейтинг России. Тем временем минфин опубликовал проект новых правил выдачи бюджетных кредитов, которые под угрозой лишения федеральной помощи запрещают территориям в 2016 году ввязываться в новые расходы.
Регионам становится все труднее справляться со своими обязательствами. На фоне снижения поступлений в региональные бюджеты выход остается один - занимать. По словам ведущего аналитика, замдиректора группы "Государственные финансы" S&P Карена Вартапетова, объем накопленных регионами кредитов на конец этого года может превысить 900 миллиардов рублей.
Основу долгового бремени субъектов составляют банковские кредиты. В структуре региональных долгов они занимают долю 60 процентов, отмечает Екатерина Ермоленко, ведущий кредитный аналитик S&P. Еще 35 процентов приходится на бюджетные кредиты и лишь 5-7 процентов - на облигации. "Банковские кредиты в отличие от облигаций - более гибкий инструмент, но опасность в том, что это короткие деньги, - уточняет Ермоленко. - Регионы в результате попадают в зависимость от рефинансирования, сталкиваются с необходимостью брать новые кредиты. Часто на менее выгодных условиях".
По прогнозам аналитиков, в ближайшие три года регионам придется попросить у банков свыше 2,8 триллиона рублей. "Зависимость субъектов от коммерческих кредитов можно было бы снизить увеличением объемов кредитов из бюджета, - говорит Карен Вартапетов. - Но на эти цели потребуется около 700 миллиардов рублей. Вряд ли это будет соответствовать бюджетным ограничениям федерального правительства".
Впрочем, в бюджете следующего года правительство все же нашло ресурсы для увеличения поддержки регионам. Они получат 310 миллиардов бюджетных кредитов - вдвое больше, чем планировалось. Однако условия предоставления помощи остаются жесткими.
Претендующие на бюджетные кредиты территории не смогут принимать на себя новые расходные обязательства. Исключением станут лишь регионы, где доля федеральной финансовой помощи в доходах не превышает 10 процентов. Их в России не больше восьми, говорит Карен Вартапетов. В их числе Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская и Сахалинская области.
Еще одна новация - для тех регионов, где дефицит бюджета был меньше 10 процентов на начало 2015 года, но потом превысил эту отметку. Там рефинансирование вновь привлеченных коммерческих долгов бюджетными кредитами в 2016 году осуществляться не будет.