Лавров: Только Россия легитимно действует на территории Сирии

Накануне визита в Рим, где 13 декабря пройдет международная встреча по Ливии, глава российского МИД Сергей Лавров дал интервью итальянским СМИ, в котором затронул широкий круг международных и региональных тем. По словам министра, без коллективных действий едва ли можно рассчитывать на подавление террористической угрозы на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

"Италия, Россия, как и Египет, - мы являемся участниками венской группы поддержки Сирии. Но проблемы этого региона тесно переплетаются, и без коллективных действий по подавлению террористической угрозы во всех странах региона мы едва ли сможем быть успешны, хотя бы учитывая то обстоятельство, что ИГИЛ (запрещенная в РФ группировка, ее арабской название - ДАИШ - прим. "РГ") объявил халифат на территориях Сирии и Ирака - это единое управляемое террористами пространство", - отметил Лавров.

Дипломат подробно прокомментировал инцидент со сбитым Турцией российским самолетом Су-24, который повлек за собой серьезное охлаждение между Москвой и Анкарой. "Наши оценки того, что произошло 24 ноября, абсолютно неизменны. Мы не видим иных объяснений, кроме как желания либо сорвать антитеррористические усилия, сделать их менее эффективными, либо заставить РФ перестать работать в сирийском воздушном пространстве, либо, может быть, даже сорвать и политический процесс, который сейчас намечается на основе венских договоренностей", - заявил Лавров. Он напомнил, что в Москве знали о том, что турецкие территории используются для коммерческих операций с ДАИШ, однако не пытались обвинять Анкару, но вели с ней диалог. "Мы рассматривали Турцию и турок… не просто как партнеров, соседей, а как союзников по антитеррористической борьбе. И, честно признаюсь, мы, конечно, знали достаточно долгое время, как турецкие территории используются для коммерческих операций с "ИГ" и для переброски оружия и террористов в Сирию, для предоставления экстремистам и боевикам возможности подлечиться, отдохнуть и снова подготовиться к военным операциям. Причем не только в Сирии, но и в других регионах, включая наш Северный Кавказ. Мы говорили об этом с нашими турецкими коллегами без всякого шума, ни в чем их не обвиняя, предлагали им активно сотрудничать в том, чтобы... все это прекратилось, - подчеркнул Лавров. - Ни разу мы не пытались публично заявлять о своем неприятии тех или иных процессов, которые в Турции происходят. У нас не было никаких оснований верить, что эта линия, поддерживаемая руководством Турции. Вернее, так: мы не хотели в это верить и стремились по специальным каналам эти проблемы решать. Не получилось".

Российский министр также отметил, что Анкара, отстаивая правомерность своих действий в отношении российского Су-24, сама вводит боевые подразделения в Ирак: "Сейчас Турция оказалась под шквалом критики в связи с тем, что она ввела боевые подразделения в Ирак, ссылаясь якобы на договоренности о тренировке курдов. Но Багдад такие договоренности опровергает. Самое важное, что эти войска введены в виде танковых подразделений и другой бронетехники совсем не в курдские районы, а в районы, где раньше никаких тренировок турки ни с кем не проводили. Но послушайте, что говорят турецкие власти - те же самые, которые заявляли о полной правомерности того, что они сделали, сбив российский самолет. Они говорят: мы уважаем территориальную целостность Ирака. Вот и все объяснение. Те же люди заявляют, что 17 секунд, по их подсчетам, даже если это взять за базу, достаточно для того, чтобы сбивать российский самолет". "Конечно же, это удар в спину, нет никаких сомнений", - подчеркнул глава МИД РФ.

По его мнению, широкий антитеррористический фронт мог бы объединиться вокруг РФ, которая действует в Сирии по официальной просьбе законного правительства в Дамаске: "Пока, к сожалению, лишь Российская Федерация работает в небе над Сирией легитимно. И тем не менее сирийцы не раз высказывались о том, что тех, кто будет взаимодействовать с Россией, они будут рассматривать и как партнеров сирийского правительства. Я думаю, что именно на выстраивании такой пусть немножко сложной, но тем не менее претендующей на легитимность схемы нам нужно сейчас сосредоточиться". Глава российского МИД признал, что об этом шла речь с президентом Франции Франсуа Олландом, когда он прилетал недавно в Москву, этот же вопрос российский глава Владимир Путин обсуждал с американским коллегой Бараком Обамой на встречах в Нью-Йорке, Анталии и Париже.

Сергей Лавров напомнил, что уже создан координационный центр в Багдаде, в котором работают военные России, Ирана, Ирака и Сирии. Заработал информационный центр в иорданской столице, который также может быть использован как пункт связи между американской коалицией и РФ. По словам министра, создание широкой антитеррористической коалиции "вполне реально". А вот требования определить сроки отставки президента Сирии Башара Асада он назвал "искусственными", противоречащими международному праву и венским договоренностям.

Прокомментировал Лавров и итоги визита вице-президента США Джо Байдена, который выступил в Верховной раде. "Когда приезжает Джо Байден и в таком пропагандистском угаре с трибуны заводит публику, заявляя, что мы не отступим от России, требуя от нее выполнить все требования, и там все бурно аплодируют, я не думаю, что это вклад в решение украинского кризиса. Это показывает, что Соединенные Штаты заинтересованы держать Украину в таком напряжении, и не ради Украины, а ради того, чтобы на Россию оказывать давление", - подчеркнул министр.