Рынок недвижимости в Екатеринбурге достиг дна

За год спрос на жилую недвижимость в столице Урала упал на 40 процентов. В 2016-м он может просесть еще на 20-30 процентов.

Зато оставшиеся покупатели получат карт-бланш - не только снижение цен на объекты, но и возможность приобрести более качественное жилье. Если предыдущие 12 лет застройщики брали объемами, то теперь они вынуждены конкурировать за потребителей другими способами: обеспечивая продуманность общественного пространства, благоустраивая территории и т.п. К такому выводу пришли участники Рождественского саммита Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) и итоговой конференции Уральской палаты недвижимости.

На протяжении 11 месяцев Екатеринбург показывал отрицательную динамику цен на жилье при рекордном предложении. Сегодня, к примеру, на продажу выставлено порядка 18 тысяч новых квартир, тогда как объем годового поглощения не превысил 16 тысяч. Объемы выданных ипотечных кредитов сократились до 63,9 процента от показателей 2014 года и составили 25,8 миллиарда рублей.

Надо отметить, что подобная ситуация характерна не только для Среднего Урала. Как отметила Татьяна Деменок, президент-элект Российской гильдии риелторов, количество сделок с недвижимостью снизилось по всей стране в пределах 40 процентов, цены упали в среднем на 15 процентов. Это говорит о том, что тенденции сегодня определяет макроэкономика, а не внутренние факторы развития рынка.

- Мы не ожидаем в 2016 году резкого обвала, все-таки рынок жилья является одним из самых устойчивых и поддерживаемых властью с помощью субсидированной ипотеки. Но и восстановления ждем не раньше 2019-2020 года. Каждый десятый в стране отложил покупку недвижимости на среднесрочную перспективу, каждый шестой - отказался от нее совсем, - комментирует она.

Примерно такие же тенденции сегодня наблюдаются в коммерческой недвижимости. Больше всего пострадали офисы: за год рынок поглотил лишь 20 тысяч квадратов, тогда как в стадии строительства сейчас находится около 300 тысяч. Торговым центрам благодаря гибкой ценовой политике удалось остановить отток арендаторов, наметившийся в начале года, но покупать торговые площади коммерсанты стали реже из-за увеличивающегося разрыва между ценой продажи и аренды.

- Раньше строили много спекулятивных объектов, которые рынок недвижимости поглощал в силу ненасыщенности. Сегодня на первое место выходит маркетинг: необходимо анализировать, чего не хватает конкретному городу, и развивать именно это направление. Скажем, где-то мало супермаркетов, а где-то - апартаментов. Наиболее перспективны проекты build-to-suit (строительство под конкретного заказчика). К примеру, многие продовольственные торговые сети, несмотря на экономическую ситуацию, готовы продолжать экспансию в регионы, - говорит Вера Сецкая, вицепрезидент РГУД.

По ее словам, сегодня очень востребованы проекты реконцепции как на уровне бизнес-планов, так и уже готовых объектов: оптимизация планировок в пользу мелкой нарезки, отказ от какого-либо функционала здания, финансовый инжиниринг, смена формата. Допустим, в Южном Бутово новый семиэтажный паркинг оказался абсолютно не востребованным населением. В результате реконцепции объект превратили в семейный торгово-развлекательный центр, где, помимо двух супермаркетов, будут медцентр, детская развивающая студия, фитнес-зал, танцевальный клуб.