Как сообщил "Российской газете" инициатор начавшейся работы, представитель Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Сергей Маликов, текст документа будет готов в начале следующего года.
Сегодня эту инициативу будут обсуждать на проходящем в Москве заседании Палаты молодых законодателей при Совете Федерации, на которое соберутся депутаты разного уровня со всех регионов. Как планируется, подготовленный законопроект будет внесен в Госдуму через один из региональных парламентов. Предварительные договоренности на этот счет уже есть. Напомним, региональные думы обладают правом законодательной инициативы, и в некоторых субъектах местные власти уже согласились серьезно поддержать инициативу. Но все, конечно, зависит и от текста законопроекта.
В том, что на документ обрушится шквал критики, можно не сомневаться. Поэтому авторы должны все грамотно прописать, чтобы у инициативы был шанс пройти огонь и воду.
- Первое, что необходимо сделать - ужесточить распространение симок, и это сейчас активно обсуждается в разных инстанциях, - говорит Сергей Маликов. - Например, сегодня мы имеем более 200 миллионов симок на 146 миллионов населения. Схема проста: компании заключают договор с операторами, а потом распространяют эти карты, которыми люди могут пользоваться без заключения договора или предъявления паспорта. Симка активируется за счет юридического лица, которое и является агентом.
Если некая компания закупает на себя, допустим 20 сим-карт для корпоративной связи, и раздает их сотрудникам, отследить, кто на связи, нетрудно. Но есть и агенты, которые могут закупить на себя 10 тысяч сим-карт с целью быстрого сбыта, например, в подземных переходах, тогда найти настоящего владельца карты сложнее. В теории это возможно, на практике - не факт.
- Когда законодатель создаст правильную систему контроля за распространением сим-карт, тогда легче будет ввести институт ограничения доступа к интернету какой-то части должников, - продолжает Сергей Маликов. - Например, после решения суда приставы смогут обратиться в Роскомнадзор по примеру уже отработанной схемы по блокированию сайтов - она ничем не будет отличаться от ограничения доступа в интернет или пользования мобильной связью. Но это возможно будет сделать, только если все эти договоры будут оформлены на конкретного человека. Хотя при таком ограничении мы оставляем шанс должнику увильнуть от санкций и оформить вышеперечисленные услуги на родственников или друзей.
По словам сторонников предложения, подобные мера введена в некоторых других странах, в том числе Белоруссии. Как объясняют эксперты, запрет на Интернет и мобильную связь там вытекает из общего права пристава на запрет оказания платных услуг должнику. Провайдерам и операторам просто запрещается принимать деньги у должника и оказывать ему услуги. Логика очень проста.
Должник, если у него есть средства, должен погашать ими долги, а не тратить на нужды, которые не являются жизненно важными.
- Здесь по большому счету, никакой политики и ограничения свобод, только деньги, - рассказывает один из экспертов. - В принципе, в ряде стран это происходит по другому, но суть та же.
Например, в Израиле полностью блокируются карточки банков. А бумажные деньги практически уже не используются. Получается, должник становится полностью неплатежеспособным. Ни расплатиться в магазине, ни снять деньги в банке. Остается один путь: идти к местным приставам и погашать долги. У нас таких жестких подходов не предлагается. Но все же авторам проекта предстоит решить непростую дилемму: как быть, если должнику потребуется вызов экстренных служб? Отключение от связи не должно повлиять на безопасность.
Кстати, недавно Верховный суд России принял решение, что судебные приставы не вправе списывать денежные средства со счетов сотовой связи должников. Как разъяснила Судебная коллегия по административным спорам Верховного суда России, эти средства являются авансовыми платежами. Человек, внесший их, вправе требовать предоставления услуг. Формально деньги, внесенные на счет сотового оператора, еще принадлежат должнику, но у них совсем другой статус по сравнению с обычными рублями на банковской карточки. Это тоже надо учесть при разработке законопроекта: чтобы сделать возможным блокировку счетов сотовой связи провайдера должника, необходимы соответствующие поправки в Гражданский кодекс и закон о связи.
Иван Соловьев, доктор юридических наук:
- Экономические реалии и обычаи финансового и делового оборота у нас таковы, что количество должников не идет на убыль. В свою очередь, падение эффективности взыскания долгов подает негативный пример тем нерадивым должникам, кто всем правдами и неправдами старается уклониться от обязанности по погашению образовавшейся задолженности. ФССП, в отличие от различных коллекторских агентств работает в четко определенном правовом поле, где на первом месте соблюдение законности и прав граждан при осуществлении функций по исполнению судебных решений. Одной из проблем последних лет является то, что приставам приходится в буквальном смысле бегать за должниками, что создает порой запредельную нагрузку на сотрудников службы. При этом все сколько-нибудь эффективные меры "принуждения должников к конструктиву" у приставов наперечет и хорошо известны их визави. Поэтому появление новых идей в части ограничения должников в реализации определенных прав позволит сделать так, чтобы не судебный пристав ходил по местам нахождения должников и их имущества, а сами должники вынуждены были бы приходить к ним, ведь от этого напрямую будет зависеть их повседневный комфорт в виде возможности пользования транспортными средствами или, как это сделано у наших белорусских друзей, - доступом в интернет или к мобильной связи.
Кому-то такие меры видятся излишне жесткими, однако с моей точки зрения они находятся более в сфере профилактики безответственного поведения должников, чем в сфере обеспечительно-репрессивной. Их главная цель - побудить должника к правомерному поведению, поиску компромисса с кредиторами и в итоге к расчету по имеющимся и часто просроченным долгам.