Новости

09.12.2015 20:00
Рубрика: Общество

Как полюбить улитку

Разговор с телеведущими, известными всей стране
Эти двое известны всей стране.

Николай Николаевич Дроздов: эколог и географ, профессор МГУ, доктор биологических наук, ведущий телепередачи "В мире животных".

Ему 78 лет.

Алексей Лапин: школьник, с 4-го класса "коллега" Дроздова по передаче, сейчас - семиклассник.

Ему 12 лет.

Оба заняты одним и тем же делом: образовательной работой по сохранению и спасению природы и ее животного мира.

Есть ли где-нибудь еще примеры подобного телевизионного тандема? Скорее всего - да. Есть. Но с такой возрастной разницей - 66 лет - нет. Однако уникальность подобного телеформата - лишь внешний повод для этой публикации. Суть - в другом. Чтобы ее раскрыть, я встретился с каждым из двух персонажей: прекрасным мастером и педагогом Дроздовым и его незаурядным учеником Лапиным.

Первым был Алеша.

Животных теснят повсюду

- Алеша, мы знакомы с тобой уже 2-3 года. Ты очень быстро растешь.

- Да. Недавно я был ниже тигра. Или льва.

- Но выше черепахи.

- Можно сказать и так.

- Ты узнал уже многих животных. Нравятся все? Или кое-какие не слишком?

- Мелкие нравятся больше: ящерицы, змеи, лягушки.

- Держать их перед камерой на ладони не боишься?

- В четыре-пять лет боялся. Надеялся на Николая Николаевича. Сейчас привык. Привыкнуть не могу только к улиткам.

- Это единственное "нелюбимое создание"?

- Да. Но слово "нелюбимое" я не принимаю. Просто мне не нравится держать их в руках. А в принципе я люблю всех животных. Это природа.

- Ты уже попадался кому-нибудь на зуб? Тебя кусали?

- Конечно. Следы на мне оставили многие.

- Возможно, ты единственный на земном шаре мальчик, которого потрогали все звери из "Красной книги".

- Все бывает. Несколько лет назад Николай Николаевич охранял меня даже от мыши. А что касается львов, например, то на них надевают специальный ошейник. Есть и другие меры предосторожности. Нужно также иметь в виду, что лев, с которым мы работаем, не испытывает потребности в еде. Он сыт.

- У тебя слог речи взрослого.

- Спасибо. Я постоянно работаю над этим. Меня ведь слышит много людей. Я очень боюсь запутаться в словах. Боюсь неправильных ударений. Можно сказать, позора я боюсь больше всего.

- А люди старше тебя в пять раз - меньше всего.

- ...

- Кто тебе помогает грамотно и доступно говорить? Прежде всего перед камерой?

- Мама. Преподаватели в школе. Николай Николаевич. Помогают многие. Я знаком с некоторыми учеными МГУ, других учебных заведений. У меня есть хорошие, позитивные знакомые на кафедрах биогеографии, биологии. Это друзья и коллеги Николая Николаевича. Недавно узнал, что есть наука биофизика.

- Что это?

- Я еще не знаю. Может, для некоторых людей интересен вопрос скорости полета редких птиц. Размах крыльев, сопротивляемость воздуха при взлете коршуна, например. Это, конечно, интересно.

- Если в поле твоего зрения окажется лягушка и танк новейшей конструкции, кто или что заинтересует тебя больше - танк или лягушка?

- Скорее, я посмотрю, куда отправится лягушка, чем куда поедет танк.

- Ты понимаешь важность того, чем занимаешься сам? Чем занимается Дроздов, другие защитники природы?

- Понимаю. Уже понимаю. Сто процентов.

- А как ты вообще относишься к технологическим новинкам? К электронному миру, который тебя окружает? Допустим, тебе предстоит поговорить с приятелем. При этом есть две возможности: с глазу на глаз или в Cети. Что ты предпочитаешь?

- С глазу на глаз, конечно. При живом общении можно пожать друг другу руку, что-то ощутить.

- Тебя знают уже миллионы людей. "Звездная болезнь" не проснулась? Ты ведь знаешь, что вытворяет попса и ее "звезды".

- Я об этом не думаю. Я не люблю, когда меня хвалят. Мне кажется важным не то, что знают меня, а то, что от меня узнают о животных. Особенно ребята моего возраста и даже самые маленькие дети.

- Почему, по-твоему, человек бывает так беспощаден к животным?

- Причин, наверное, много.

- И какая же главная?

- Я думаю каждая.

- Лев украшение прерий и трагедия антилопы. Одно всегда рождается на погибель другого.

- Это в первобытном понимании. Я думаю, правы ученые, которые говорят, что сознание многих людей куда более жестокое и недальновидное, чем инстинкты диких животных.

- Как его, по-твоему, менять, такое сознание?

- Николай Николаевич и похожие на него люди заняты этим много лет. Я бы тоже хотел по-настоящему участвовать в этом.

- Ты уже участвуешь... короче говоря, ты имеешь в виду воспитание. Правильно?

- Да.

- И с чего же, по-твоему, начинать?

- Трудно сказать. Вот, например, идем мы с ребятами по улице. Один допивает банку кока-колы и бросает ее на землю. Другой допивает и кладет свою в карман, несет домой. Дома бросает в урну, потом ее утилизируют. Он это знает и знает, что на земле банка со временем поржавеет, испортит землю, на этом месте уже ничего не будет расти.

- Хороший воспитательный пример. И как раз для того, кто бросает банку на землю.

- Пример хороший, но он этого не поймет.

- Почему?

- Потому что ему столько же лет, сколько тому, кто не бросает.

- Интересный ход мыслей. А когда он поймет?

- В два-три года.

- В два поймет, а в 12 нет?

- Нет.

- Доложу министру образования.

Дроздов: "Учиться и учить"

- Николай Николаевич! Кто и когда развернул вас лицом к живой природе?

- Отец.

- Сколько вам было лет?

- Наверное, 2-3 года.

- Кем был ваш отец?

- Специалистом по органической химии, профессором. И в значительной степени натуралистом. Природу он любил и знал не меньше, чем химию.

- С чего началось, помните?

- Конечно. Недалеко от нашего дома текла речка. Однажды отец сказал: писать ты уже научился, до школы еще целый год, берись за дело. Заведи себе тетрадочку и не просто мотайся с ребятами по берегу, а присматривайся к тому, что происходит вокруг. Увидел новую птицу - запиши в тетрадь, "запела" лягушка - запиши. Откуда и куда бежит ежик или ползет уж... пиши.

- И вы все это делали?

- С большим старанием. Вместе с отцом мы собирали гербарии. Он учил меня латыни. В семь лет мы уже читали справочники на латыни. Я знал латинские названия многих растений и животных.

- С чего, по-вашему, начинается интерес человека к живой природе, к ее обитателям?

- С интереса и начинается.

- Как вы пробудили такой интерес у Алеши? Как пробуждается интерес у детей, перед которыми вы без устали выступаете, перед взрослыми, на TV, наконец?

- Я передаю свой собственный интерес к тому, о чем рассказываю. Передаю тем, кому рассказываю и показываю. Это лучший способ привлечь внимание к любой области знаний. Другие способы мне неизвестны.

- Алеша не исключение?

- Исключение лишь в том смысле, что я выделил его среди других ребят.

- Как, почему?

- Была такая мода: приводить на TV ребятишек на самые разные передачи. Мне посоветовали: приглашай и ты. Так у меня стали на съемках появляться дети. Я их шевелил, не рассказывал, а показывал животных: как с ними обращаться, где почесать, где погладить, как не обозлить, говорил о подходах к каждому... Интерес у Алеши к тому, что он слышал и что видел, был поразительным. Это и решило дело. Его первый выход в эфир был где-то в районе четырех лет... Я счастлив, что за эти годы смог уберечь его от боковых путей. - А как вы сами стали не только ученым, но и активным популяризатором?

- После окончания университета я остался работать на кафедре биогеографии МГУ. "Ступеньки" были традиционными: младший научный сотрудник, доцент, защитил кандидатскую, посвященную птицам пустыни... Потом доктор биологических наук, профессор. Я и сегодня занимаюсь наукой. Но передача "В мире животных" стала второй моей профессией. Ее основал в 1968 году профессор ВГИКа Александр Михайлович Згуриди. Сегодня передаче - больше 40 лет! В дело я втягивался с азартом. И как будто бы неосознанно опирался на детские годы жизни, тетрадочки того времени, наивные, но бесконечно важные по разным причинам, записи, фиксацию первых наблюдений за живой природой. Всегда помню отца и маму, поощряющих мой интерес к животному миру.

- Чем вы объясняете долголетие передачи "В мире животных"? На земле существуют десятки, если не сотни познавательных передач, причем несравненно более экзотических, о природе и животных - этот мир ведь не знает застоя.

- В свое время нам настойчиво предлагали закупать на Западе тематические фильмы, приобретать готовые передачи, "форматы", о животных. Частично это делалось. Но мы отстаивали и отстояли свой собственный взгляд на мир животных и природу своей собственной страны, ее неповторимую на любых широтах природу. Думаю, национальная "наполненность" передачи и есть залог ее долголетия.

- Вы постоянно и искренне повторяете фразу: "Каждый культурный человек обязан думать о проблемах окружающей среды". Кто и что его к этому обязывает?

- Воспитание. Образование с юных лет.

- Но воспитание каждого - это утопия.

- Моя фраза - лишь призыв.

- Призывы в наше время малопродуктивны.

- Да, если их не конвертировать в реальное, системное дело, постоянную конкретную работу. Но я вижу, что многое меняется к лучшему. Несмотря на известные трудности, в стране функционирует и успешно развивается сеть зоопарков, национальных парков, усиливается работа по сохранению и восстановлению растительного и животного богатства. Но всего этого, конечно, недостаточно. Природе и ее обитателям нанесен колоссальный урон, продолжают происходить явления, от которых у меня сердце обливается кровью.

- Вы можете вспомнить сравнительно благополучные национальные парки России? Заповедники?

- Пожалуйста: "Северо-Осетинский", "Сочинский", "Алтайский", "Приэльбрусье"... Но этого мало. В нашей необъятной стране их должно быть десятки. А в городах - современные зоопарки. В каждом! И не из бетона и стекла, а из естественных, привычных для животных материалов. Даже в самое тяжелое для страны послевоенное время умные, широко мыслящие люди заботились об этом, понимали, что без зоопарков невозможно привлечь внимание миллионов городских детишек к живой природе. Тем более это необходимо сейчас.

- Вы способны назвать сотни отличий животного от человека. Назовите сто первое.

- Ни одно животное не закажет другого.

- Актуальное отличие.

- Тогда еще: чему человек может научиться у животных?

- Преданности. Взаимовыручке. Любви! Я много раз наблюдал проявление этих качеств у самых разных животных. Иногда это потрясает.

- Можно ли, по-вашему, назвать культурными людьми руководителей гигантских предприятий, отравляющих ядовитыми отходами своих производств Волгу, Оку, Амур? Сотни рек, ручейков, озер, полей, лесов, степей?

- Нет. Нельзя.

- Тогда тему культурного человека закрываем.

- А как быть с поколениями, идущими за нами? У меня ответ по-прежнему один: воспитывать, образовывать людей с самых ранних лет. Алеша Лапин для меня - лучший пример. Я много езжу по стране и вижу: таких примеров, все больше.

- У вас завидное зрение. И пожалуй, особая вера в человека.

- Да, я оптимист. А к молодежи у меня особое доверие. Для них все чаще и повсеместно проводятся семинары, совещания, экологические конференции, форумы. В них принимают участие замечательные ученые, общественные деятели, экологические эксперты. Последним по времени прошел октябрьский масштабный I Международный форум в Сочи под замечательным девизом: "У нас одна Земля. В гармонии с природой"*. Он собрал более ста участников. Каждый произносил эмоциональные, злободневные, умные речи, научные доклады. Но вот выступающих сменяет короткий документальный фильм. То, что зафиксировала камера в различных районах страны, - потрясает: что мы делаем с природой!

- Да, на это больно смотреть.

- Изрытая земля, вырубленные леса, высохшие русла рек - мне кажется, порядка в мире могло бы быть намного больше, если бы мир не пытался улучшить идеальную форму куриного яйца. Новые и новые индустриальные зоны теснят даже самых редких животных, разрезают их жизненные пространства дорогами-уродами, браконьеры палят из современных видов стрелкового оружия, президент страны вынужден брать под свою защиту уссурийского тигра...

- Но сопротивление всему этому ведь необходимо. Форумы, подобные сочинскому и другим, необходимо проводить. Доводить их содержание до миллионов людей, бороться с безразличием и экологической безграмотностью,с истреблением природы.

- Конечно. Иначе откуда появятся природоподобные технологии?

- Задача, кстати, тоже поставленная президентом страны.

- На макетах ее не решить. Вернусь к культурному человеку из вашего призыва, к молодежи. Это не странно, им намного труднее, чем было нам в их возрасте. Да. Те соблазны, то информационное давление, которому они подвергаются, тот ритм жизни, который присущ XXI веку, обрушивает на них непомерной тяжести груз. Прежде всего психологический. Его надо выдержать, не сломиться, выбрать свой путь, свое дело, свою позицию в жизни. Кто им в этом поможет? Мы. И те, кого мы вводим - каждый - в свою профессию, в ком уже выработано и закреплено экологическое мышление, независимо от профессии. Я надеюсь, что наша передача-долгожитель "В мире животных" учит молодых и юных - и даже вполне зрелых людей - не только любить и созерцать природу и ее животный мир, но и заботиться о каждом дереве, ежике или тигре. Тема защиты природы, среды обитания самым органичным образом связана с проблемой становления человека. Вот почему, повторяю, начинать надо с самого раннего детства. Ребенка интересует все. Но животные - особенно. От муравья до слона.

- Конечно. Пенсионера способен заинтересовать в лучшем случае попугай - его расцветка и способность внятно произносить, например, слово "дурак".

- Согласия не ждите.

- Надеюсь. Скажу, кстати, что, по-моему, Алеша уже вполне созрел для ведения собственной телететради, и он может делиться вновь приобретенными знаниями в эфире не со мной (я ведь ими переполнен), а напрямую со своими одногодками и теми, кто их догоняет. И передача приобретет новый оттенок.

*Проведение форума поддержано председателем правления "Газпрома" А. Миллером, инициаторы - "ТРК АСС-TВ" (научно-популярное и просветительское телевидение); Благотворительный фонд социального и экологического развития "Наше будущее"; генеральный спонсор - "Газпром автоматизация".

p.s.

Человечество проходит сегодня через самый ультимативный отрезок своего исторического развития. Если народы и их лидеры не осознают простых и очевидных вещей - то есть острой необходимости реального сохранения природы и ее животного мира, - Землю ждет прежняя библейская тьма. Тьма над бездной, в которой будет носиться дух последнего человека, без всякой надежды на новую вспышку жизни в бескрайней Вселенной. Это понимание необходимо воспитывать в мальчиках и девочках нового поколения, какими бы нейлоновыми зверушками их ни тешили люди-киборги.

Общество Природа