В "Ударнике" объявили победителей Премии Кандинского за 2015 год

В "Ударнике" объявлены победители Премии Кандинского за 2015 год.

Ими стали Андрей Филиппов, чья инсталляция "С колесом в голове" победила в номинации "Проект года", и Ольга Кройтер, чей перформанс "Точка опора" жюри назвало лучшим в номинации "Молодой художник. Проект года". Два тома исследования Валерия Подороги "Второй экран. С.Эйзенштейн и кинематограф насилия" будут изданы на русском и английском языках.

Это был выбор международного жюри, в составе которого вошли искусствоведы и директора музеев: Екатерина Бобринская, Борис Манер (Австрия), Марина Лошак, Ольга Свиблова, Мария Тсантсаноглоу (Греция), Зельфира Трегулова, Василий Церетели.

Он не стал неожиданностью, хотя в номинации "Проект года" многие считали, что очень высокие шансы на победу были у работы Елены Елагиной и Игоря Макаревича "Анализ искусства". В этом проекте произведения этих двух классиков московского концептуализма вступали в диалог с картинами советских художников в залах Третьяковской галереи. В их инсталляция объекты из циклов "Homo Lignum", "Изменения", "Лаборатория великого делания" оказывались буквально оборотной стороной музейных стендов с послевоенными картинами "Весна" и "Сенокос" Аркадия Пластова или "Лед прошел" Сергея Герасимова. Перед нами была мечта о прекрасном и ее воплощение в двух вариантах: живописи советских классиков и концептуальном искусстве. Эти две стороны одной медали представали в музейном контексте даже не в конфликте, а как встреча двух мироощущений разных поколений художников. Эта выставка во многом рифмовалась с проектом, который Елагина и Макаревич делали в Венском музее истории искусств в 2009 году. Но там они "включались" в диалог с искусством Брейгелей, например.

502 заявки работ, претендующих на Премию Кандинского, были поданы в этом году. Из них 216 заявок - на номинацию "Проект года", 286 - на номинацию "Молодой художник. Проект года"

Работу победителя этого года Андрея Филиппова "С колесом в голове" можно было увидеть на выставке "Департамент орлов" в фонде "Екатерина". "РГ" писала о ней. Принадлежа так же к московской концептуальной школе, Филиппов известен своей любовью к использованию архаичных и сакральных образов. Впрочем, по словам автора, название инсталляции, названной проектом года, заимствовано из текста Андрея Монастырского "С колесом в голове". Образ вечного круга истории, самоповтора и готовности с энтузиазмом наступать на те же грабли, в его работе приобретает абсурдистский оттенок.  "Мы все занимаемся реконструкцией будущего через прошлое. И прошлое для нас, как и настоящее - это центр колеса, на обод которого проецируются наши надежды, - говорит художник. -

В этом колесе крутятся не только наши идеи и образы, но и наши страсти. Это и кружение буддийских барабанов, и хорос в Афонском храме".

Кроме того, в шорт-листе был также проект Conversion молодых художников из Краснодара Андрея Блохина и Георгия Кузнецова (известных как Recycle Group). Если Макаревич и Елагина анализировали искусство в пространстве музея, но Блохин и Кузнецов сделали инсталляцию в старинной венецианской церкви Св. Антонина (в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале). Естественно, ее видели эксперты и кураторы, но остальным зрителям остается только посмотреть фотографии и видеозаписи.

В номинации "Молодой художник. Проект года" в шорт-лист вошли Ольга Кройтор с перформансом "Точка опоры", красноярцы Алексей Мартинс и Игорь Лазарев, придумавшие "Как рассказать об искусстве сибирскому городу" (вдохновляясь работами Йозефа Бойса, они бесплатно развозили людей по городу, вместо платы предлагая послушать их рассказ об искусстве), и Анастасия Цайдер фотографический проект "Мценск". Выпускница худграфа МПГУ и Института проблем современного искусства, Ольга Кройтор уже была номинантом премии Кандинского (2012) и одним из финалистов Премии Курёхина (2014). Перформанс "Точка опоры", показанный во дворе Музея Москвы, впечатлял жестким экстримом (девушка неподвижно стояла на срезе вертикально поставленного высокого бревна) и внятным месседжем. Речь, конечно, не столько об отсылках к опыту древних столпников, сколько о яркой метафоре "самостоянья человека", которое не только "залог величия его", но и залог достоинства и самосохранения как личности.

В этом году в "Ударнике" не было уже ставшей привычной выставки работ, вышедших в лонг-лист. Есть выставка финалистов шорт-листа, чтобы жюри могло вынести свой вердикт. Кроме того, отбор даже в лонг-лист в этом году проходил по новому регламенту в два этапа. Члены Экспертного совета премии голосовали вначале, оценивая работы без указания авторов по принципу да/нет, а во втором туре оценивали работы по десятибальной системе, имена авторов работ на втором этапе экспертам уже известны.