Кому-то мешала музыка, кто-то, наоборот, ею наслаждался. Не все приняли новых Григория и Аксинью (актеры Евгений Ткачук и Полина Чернышова). Удивительным открытием для зрителей выступила актриса Дарья Урсуляк, сыгравшая Наталью. Безоговорочно приняли Сергея Маковецкого в роли Пантелея Прокофьевича Мелехова.
"Российская газета" публиковала реакцию на фильм жителей станицы Вёшенская - именно там снималось кино. А сегодня мы обратились к серьезным профессиональным экспертам с вопросом: "Как вам новый сериал "Тихий Дон?"
Александр Велединский, режиссер (фильмы "Географ глобус пропил", "Ладога"):
- Я абсолютный поклонник этого сериала. Актеров такого редкого дара, каким обладает Женя Ткачук, - у нас давно не было. Я сейчас как раз снимаю картину "В Кейптаунском порту", и он тоже у нас играет. А старый "Тихий Дон" я, честно говоря, никогда до конца досмотреть не мог. Почему - не знаю. Но мне кажется, что он был слишком социализирован и не давал свободы думать. А этот фильм дает.
Аксинья, по-моему, на своем месте. Очень хорошая Аксинья. Маковецкий - потрясающий актер, он лишний раз доказал ролью старшего Мелехова свое умение превосходно работать. Очень сильная работа и у Дарьи Урсуляк. Я слышал, что многие "наезжают" на эту картину, но многие и хвалят. Мне кажется, что это событийный фильм и выдающаяся работа Сергея Урсуляка.
Олег Табаков, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова:
- Работа режиссера Сергея Урсуляка радостно удивляет серьезностью подхода к освоению этого материала. Это не просто фильм, сделанный к дате, к выполнению плана ВГТРК, а попытка постижения этого, на мой взгляд, недооцененного нами романа. Что я имею в виду? Все то, что потом критики, комментаторы и обозреватели приписывали Михаилу Александровичу, - совсем иное - популяризаторское, культуртрегерское, а то, что сделано - оно чувственно, оно про человека и про то, как он в трудах праведных продирается сквозь нечеловеческую жизнь.
Я не хочу противопоставлять работу Сергея Урсуляка и Сергея Герасимова, но, несомненно, для меня история, рассказанная Урсуляком, - это национальная история, которая могла случиться только в России. Работа же Герасимова и Макаровой - она была в большей степени взгляд и нечто.
Александр Роднянский, продюсер (фильмы "Елена", "Левиафан", "Сталинград" и другие):
- "Тихий Дон" на меня произвел впечатление. Прежде всего своей необычайной, я бы даже сказал болезненной, сегодняшней уместностью, и это качество характерно для большой классики. Что на сегодня более современно, чем сага о братоубийственной войне и времени? И мне она показалась местами пронзительной, очень точной, начиная со сцен казни красных до самых точных картин метаний Григория Мелехова в поисках своего личного счастья.
Мне видится очень правильным решением и рискованным для широкой аудитории (я знаю, что часто действуют предыдущие произведения, в данном случае герасимовский фильм) вернуть возраст литературных героев к героям экранным. И то обстоятельство, что это молодые люди, взрослеющие на наших глазах от переживаемых ими драм и временных, и личных? - это очень сильный ход. Естественная для канала "Россия 1" пропорция в сторону отношений Григория с Аксиньей и Натальей перед всеми военными революционными и историческими процессами, она точно была сделана, с пониманием своей аудитории, и придала сильное эмоциональное напряжение картине, что, собственно говоря, и привело к успешному показу в эфире, крайне нехарактерному для экранизаций классики. Как правило, это очень достойные произведения, но не для широкого зрителя.