Новости

Почему в России бензин дорожает, а в США становится дешевле
В США цена бензина упала до уровня 2007 года, реагируя на снижение стоимости нефти. В России же автотопливо продолжает дорожать.

О том, в чем кроются причины таких совершенно разных тенденций и когда бензин на заправках перестанет шокировать цифрами автолюбителей, "РГ" поговорила со своими экспертами.

И они, увы, сообщили, что нам не стоит ждать снижения цен на российский бензин. Хорошо, если они будут расти не такими высокими темпами, как обычно.

"Если пересчитывать курс и переводить галлоны в литры, то мы получим, что в США литр бензина стоит около 0,54 доллара (приблизительно 37,5 рубля) за литр, - объясняет ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. - С соляркой все еще хуже, ее литр обойдется американскому автолюбителю в 0,65 доллара (около 45 рублей) за литр. То есть как у нас был самый дешевый бензин, таким он и остался".

По данным Росстата, средняя цена литра на российских автозаправках сейчас составляет 35,23 рубля за литр. Тем не менее с начала года цены на бензин выросли на 5,5 процента, а на дизтопливо - на 2,9 процента. В то время как нефть опустилась с 50 долларов за мерную бочку в январе 2015 года до 40 долларов сейчас, то есть на 20 процентов.

Кроме того, на внутреннем рынке стоимость топлива удерживается административным ресурсом, напоминает эксперт. "Если бы не такие меры, мы бы получили жесткий дефицит бензина, так как он массово потек бы на Запад. Естественно, ведь там его продавать гораздо выгоднее", - объясняет Рустам Танкаев.

И действительно, по оценке экспертов, данным рынка и Росстата, бензин и вообще нефтепродукты в 2015 году росли наименьшими темпами, в том числе по отношению к общему уровню инфляции. И этот рост был отчасти вызван тем, что возросла налоговая нагрузка на компании, которые занимаются производством и реализацией нефтепродуктов.

Рустам Танкаев соглашается, что в России сейчас темпы роста цен на топливо и так очень невелики. "Однако при нормальном развитии рыночной ситуации у нас цены на топливо должны быть равновесны ценам окружения. Поэтому все-таки стоит ожидать, что они подтянутся к европейскому уровню - приблизительно в пределах ближайших 3-5 лет", - резюмирует Рустам Танкаев.

Кстати, Германия, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, а также канадская провинция Квебек планируют через 35 лет вообще запретить эксплуатацию машин, двигатели которых работают на традиционном топливе. Причина - в развитии технологий и беспокойстве за состояние окружающей среды.

А в США такие же правила могут быть введены к 2050 году в таких штатах, как Калифорния, Род-Айленд, Нью-Йорк, Коннектикут, Мэриленд, Массачусетс, Орегон и Вермонт.

Тогда цена бензина на этих рынках начнет серьезно падать. И не факт, что Россия останется страной с самым дешевым автотопливом.

Инфографика РГ/Мария Пахмутова/Ангелина Жукова