Шантажисты и откровенные бандиты теперь не обязаны угрожать лично. Даже требование, пришедшее по SMS, типа "перепиши на меня свою машину или твой труп найдут в багажнике" тоже попадает под статью "Вымогательство". Всего пленум Верховного суда вывел четыре типа угроз, характеризующих вымогателей.
Первая: угроза насилия. Побью, убью, закопаю. Если вы слышите это, перед вами вымогатель. Вторая: угроза уничтожения имущества. В последнее время в больших городах появился новый преступный бизнес. Негодяи оставляют на машинах во дворах записки: заплати или машина сгорит. Это и есть вымогательство по второму пункту. Авторы таких записок должны сидеть. Без вариантов.
Третья: распространение позорящих сведений. Четвертая: распространение любой другой информации, раскрытие которой может причинить вред потерпевшему или близким ему людям. Эти два пункта немного похожи, но разница есть.
Как рассказала "РГ" судья Верховного суда России Елена Пейсикова, действующее постановление пленума было принято 25 лет назад. Тогда и законы были совсем другие. И 90-е еще только начинались.
"Изменилась страна, изменились способы и методы вымогательства, изменились квалифицирующие признаки", - сказала Елена Пейсикова. По ее словам, один из ключевых моментов подготовленного проекта: постановлением подробно раскрывается, какое имущество может быть предметом вымогательства. Это наличные денежные средства и документарные ценные бумаги, безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, чужие имущественные права, включая права требования и исключительные права.
Проектом впервые определено, что вымогательством могут считаться и требования, не связанные непосредственно с переходом права собственности или других вещных прав. Проще говоря: вымогатели не обязаны брать деньгами, драгоценностями или квартирами. Но могут потребовать под дулом пистолета сделать в их домах ремонт или какие-то другие платные услуги. Скажем, преступники могут заставить человека возить их на машине, то есть быть бесплатным таксистом. Или потребовать, чтобы он погасил за них кредит в банке.
Как пояснила Елена Пейсикова, один из правовых вопросов был в том, когда вымогательство считать оконченным. Правовая позиция разработчиков такова: как только требования предъявлены, преступление окончено. Невыполнение потерпевшим данного требования не влияет на юридическую оценку содеянного как оконченного преступления, уточняется в документе. Причем сообщение о требованиях и угрозе не обязательно должно быть устным. "Например, потерпевший может получить их от вымогателя в письме или SMS-сообщении", - пояснила судья ВС.
Вымогательство предполагает наличие угрозы применения любого насилия, в том числе угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. При этом потерпевший должен воспринимать такую угрозу реально. "Для оценки угрозы как реальной не имеет значения, выражено ли виновным намерение осуществить ее немедленно либо в будущем", - отмечается в постановлении. Как подчеркнула Елена Пейсикова, что судам следует детально выяснять у потерпевших, думали ли они о том, что вымогатели действительно могли осуществить высказанные в их адрес угрозы.
Другой способ вымогательства - шантаж. В таком случае преступники обещают разгласить чувствительную для человека информацию. При этом не важно, правду они хотят рассказать или нет. Иногда и правда становится оружием преступника. Например, отец не рассказывает своему ребенку, что он не настоящий отец, а усыновитель.
Расширяется понятие близких лиц, в отношении которых с целью вымогательства могут поступить угрозы распространения позорящих сведений. Как пояснил советник Федеральной палаты адвокатов России Нвер Гаспарян, например, под вымогательство попадут действия, связанные с требованием у потерпевшего передачи денежных средств под угрозой распространения сведений о совершении преступления его племянником.
- Постановление призвано обеспечить единство практики рассмотрения судами уголовных дел о вымогательстве и облегчит судьям возможность применения данной статьи, - сказал Нвер Гаспарян.