Как считает премьер Манюэль Вальс, такая перспектива вполне реальна. Об этом со свойственной ему суровостью в голосе он заявил в одном из выступлений в конце минувшей недели. По словам Вальса, Франция "переживает исторический момент", когда избирателям надо сделать выбор между "крайне правыми, чья ставка на раскол общества может привести к гражданской войне, и сторонниками республиканских ценностей". Понятно, что под "крайне правыми" премьер-социалист имеет в виду, хотя и не называет, партию, возглавляемую Марин Ле Пен. Ту самую, которая в первом туре региональных выборов добилась феноменального успеха, набрав большее количество голосов, чем все ее политические конкуренты (свыше 27 процентов), и заняв лидирующие позиции в шести из тринадцати регионов перед вторым туром. Думается, что премьер намеренно сгущал краски. А цель этого пропагандистского, как подчеркивают многие эксперты, демарша лежит на поверхности: мобилизовать левый электорат, а также тех, кто в прошлое воскресенье не явился на избирательные участки. А таковых, заметим, было больше половины из 45 миллионов французских избирателей.
Упоминание о "гражданской войне" вызвало ураган критики как со стороны единомышленников Марин Ле Пен, так и умеренно правых. Газета "Фигаро" отреагировала на высказывание Вальса первополосным заголовком "Социалисты вносят истерику в кампанию", а ее обозреватель Поль-Анри дю Ламбер назвал премьера "пироманом, разжигающим огонь гнева". В нынешнем успехе Нацфронта больше всего виноваты, по его словам, как раз нынешние власти и их политика. "Электорат Марин Ле Пен, - считает Поль-Анри дю Ламбер, - выставил счет социалистам за постоянно растущую массовую безработицу и безрассудную иммиграционную политику".
Надо сказать, что словесная пикировка в эти дни достигла апогея, порой даже зашкаливая, как это случилось в столичном регионе Иль-де-Франс. Здесь кандидат-социалист и по совместительству спикер Национального собрания Клод Бартолон заявил о том, что его прямой конкурент от правой партии "Республиканцы" Валери Пекресс защищает не всех жителей региона, а только тех, кто живет в зажиточных городах - Версале, Нейи-сюр-Сен. Короче, тех, кого он назвал "белой расой" в противовес ему, стороннику республиканского принципа равенства и "общежития без каких-либо различий". Возмущенная до глубины души Пекресс, которая лидирует в Иль-де-Франс после первого тура, подала на Бартолона в суд, а партийный лидер "Республиканцев" Николя Саркози, осудив выпад социалиста, потребовал от него публичных извинений.
То, что выборы показали силу Национального фронта, его статус одной из трех ведущих партий страны, не вызывает сомнения. Причем вне зависимости от итогов второго тура. Партия Марин Ле Пен пустила глубокие корни во французском обществе. Электорат НФ - это те, кому надоели традиционные партии, на протяжении десятилетий меняющие друг друга у кормила власти без того, чтобы ситуация в стране, и первую очередь экономическая, хоть как-то улучшалась. Более того, как показал недавний опрос института IFOP, 33 процента голосующих за партию Марин Ле Пен люди младше 25 лет, 43 процента ее сторонников - рабочие, те, кто раньше отдавал предпочтение левым, включая социалистов и коммунистов.