То, что Рим нацелен на развитие сотрудничества, стало понятно еще за день до поездки Лаврова, когда итальянская сторона предложила обсудить целесообразность продления санкций против России, тогда как большинство других государств - членов Евросоюза намеревались пролонгировать их автоматически.
Сергей Лавров и глава внешнеполитического ведомства Италии Паоло Джентилони, выступая на пресс-конференции в итальянском доме приемов МИД на вилле Мадама - особняке XVI века, спроектированном Рафаэлем, рассказали о перспективах российско-итальянского сотрудничества. "Итальянский бизнес стремится к сотрудничеству с РФ, и мы хотим, чтобы итальянские компании открывали свои производства в России, переходя от "сделано в Италии" к "сделано вместе с Италией", - отметил Лавров.
Министр имел в виду крупные проекты, такие как создание термоядерного реактора, производство самолетов "Сухой Суперджет 100", вертолетов AgustaWestland, сотрудничество в области оснащения железнодорожного транспорта (как раз во время визита было подписано соглашение по сертификации итальянского оборудования для РЖД). Кроме того, Москва и Рим недавно договорились взаимно признавать дипломы вузов двух стран. Но речь шла не только об экономическом сотрудничестве - обе страны очень беспокоит борьба с терроризмом. Для Италии этот вопрос особенно остро стоит потому, что практически под боком у нее Ливия, где обосновались радикалы, включая ДАИШ (арабское название ИГИЛ, запрещена в РФ). Кроме того, Италия, наряду с Грецией, принимает беженцев, плывущих из Ливии через Средиземное море. В своем выступлении Паоло Джентилони подчеркнул, что ливийская проблематика затрагивалась на переговорах с Лавровым. Приехавшие на виллу Мадама в большом количестве итальянские журналисты тут же поинтересовались у главы российского внешнеполитического ведомства, собирается ли Россия начать в Ливии антитеррористическую операцию наподобие той, что она проводит в Сирии? Российский министр ответил, что для такого решения нужна просьба со стороны ливийского руководства.
Итальянцы другого ответа, похоже, и не ожидали. Однако обращение к России с подобными инициативами говорит о том, что Москва уже расценивается как серьезная сила в Средиземноморском регионе. Сергей Лавров выступил также на открывшейся в Риме Средиземноморской конференции, посвященной новым вызовам в регионе.
Как заявил российский министр, "мы всецело поддерживаем усилия ООН по нормализации отношений в Ливии". Он отметил, что Россия выступает за совместную деятельность против терроризма со всеми странами Средиземноморского региона.
"Мы ведем открытую политику и не имеем каких-либо скрытых злых умыслов", - пояснил позицию Москвы Лавров, процитировав Достоевского: "Политика чести и великодушия есть не только высшая, но, может быть, и самая выгодная политика для великой нации, именно потому что она великая".