Более половины российских нефтяных компаний тоже считают, что в следующем году стоимость европейской нефти Brent, от которой зависит цена отечественной Urals, будет колебаться в районе от 31 до 50 долларов за баррель. По итогам торгов прошлой недели Brent впервые с начала 2009 года опускалась ниже 40 долларов, а среднегодовая стоимость идущей по пятам Urals приблизилась к 52 долларам.
Нефтяников это не смущает, хотя оценку последствий от столь низких котировок они дают разные. Так, 33 процента опрошенных полагают, что в итоге уровень добычи нефти в России понизится после пиков 2015 года, при этом столько же респондентов ждут его прироста. К таким выводам пришли специалисты Ernst&Young (EY).
В начале года глава минэнерго Александр Новак ставил перед нефтяниками задачу удержать уровень добычи выше прошлогоднего (526,7 миллиона тонн). К осени, когда отечественные компании стали поэтапно приближаться к постсоветским рекордам добычи, планку подняли до 533 миллионов тонн, а 11 декабря замминистра энергетики Кирилл Молодцов озвучил новый прогноз - 533,6 миллиона тонн.
С 1999 года уровень добычи нефти в России резко пошел в рост. По данным минэнерго, за десять лет он практически удвоился и перешагнул отметку десять миллионов баррелей в сутки. 2015-й обещает стать самым плодотворным: уже установлено четыре рекорда (последний - 10,74 миллиона бар-релей ежесуточно), Deutsche Bank предрекает среднегодовой максимум - 10,6 миллиона, Bloomberg идет дальше - 10,7. Минэнерго констатирует, что с января по октябрь прирост составил 1,3 процента, а озвученные Bloomberg цифры - целевые по году.
Тем не менее нефтяники сдержанно реагируют на оптимизм аналитиков и ведомства. Слишком много неизвестных вводных в 2016 году: стратегия Саудовской Аравии и ОПЕК, возврат на рынок Ирана, будущее сланцевых проектов в США... "Такой фон не мог не оказать влияния на корректировку планов работы отечественных нефтегазовых компаний, которые, несмотря на особенности налогообложения в России и произошедшую девальвацию, вынуждены адаптироваться к новым ценовым реалиям", - заметил партнер EY Григорий Арутюнян, возглавляющий группу по оказанию услуг компаниям нефтегазовой отрасли, ТЭК и электроэнергетики в СНГ.
В конце сентября министр энергетики заверил, что в этом году, несмотря на низкие цены, инвестиции в развитие ТЭК останутся на прежнем уровне - около трех триллионов рублей, из которых треть уходит в нефтяной сектор. Оставаться на плаву позволяет девальвация рубля, но почти три четверти нефтяников полагают, что финансирование геологоразведки упадет на 15-35 процентов. Чтобы минимизировать расходы, большинство нефтяников будут вести переговоры с сервисными компаниями, которые занимаются и геологоразведкой. В идеале это должно привести к снижению цен на услуги. "Ужиматься" добытчики начали еще осенью, прося сервисные компании урезать цены на 5-15 процентов, что поставило многих подрядчиков на грань выживания, говорили в Национальной ассоциации нефтегазового сервиса.
Один из основных выводов проведенного опроса - возможность перехода на расчет в национальных валютах с партнерами при поставках сырья. На такой шаг готовы отважиться 34 процента компаний. Пару лет назад желающих хотя бы проработать такой вопрос было гораздо меньше, напоминают в EY.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что подобную меру с трудом можно назвать методом сокращения издержек или потенциально успешным шагом: пока не создана внутрибиржевая площадка, позволяющая рассчитываться за поставки в нацвалютах, стоимость мерной бочки будет привязана к долларовому эквиваленту.
В любом случае у российских нефтяников сегодня один из самых высоких уровней эффективности в мире. Рентабельность канадских и венесуэльских проектов остается очень низкой, а в лидерах - саудовские вышки, заключил эксперт.
Минфин на фоне нового витка падения нефтяных цен и динамики курса рубля подсчи-тывает возможные риски в 2016 году. Как рассказала "РГ" Светлана Никитина, помощник министра Антона Силуанова, дополнительные бюджетные риски можно оценить в 2% процента ВВП.
"Чтобы минимизировать последствия для экономики, мы должны быть готовы к любым сценариям и уже сейчас принять решение о необходимых мерах. Об этом минфин доложит правительству, представит оценки, расчеты и перечень мер", - пояснила она. Как позже заявил журналистам сам Силуанов, нужно будет найти резервы в расходах, для того чтобы вовремя отреагировать на сокращение ресурсной базы, подготовиться и с точки зрения оптимизации расходной части. Кроме того, надо будет менять структуру в пользу тех расходов, которые влияют непосредственно на экономический рост, сказал Силуанов. Министр финансов также сообщил, что будет уделяться внимание точечным поддержкам предприятий и отраслей, которые попали в сложную ситуацию, в частности машиностроению, строительству.