14.12.2015 15:22
    Поделиться

    В БДТ поставили спектакль по книге, взявшей "Нацбест"

    На Малой сцене БДТ имени Товстоногова выпустили спектакль "Крещенные крестами" по книге Эдуарда Кочергина, принесшей своему автору премию "Национальный бестселлер".

    Сценарий и режиссура - Вениамина Фильштинского - известного режиссера, чьи постановки идут во многих театрах города, выдающегося педагога, создателя "Этюд-театра" (состоит из выпускников театральной академии, мастерской Фильштинского), автора книги "Открытая педагогика" и других. Среди его учеников (получивших прозвище "фильшты") - известные всей стране актеры Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Михаил Трухин, Ксения Раппопорт, Илья Шакунов… Занятый в спектакле "Крещенные крестами" актер БДТ Руслан Барабанов - также ученик Фильштинского.

    Оформил спектакль сам Эдуард Кочергин, легендарный главный художник Большого драматического театра (это он оформлял почти все спектакли Товстоногова), народный художник России, лауреат множества премий - театральных, а в последние годы еще и литературных - за прозу ("Национальный бестселлер" 2010 года, премия имени Сергея Довлатова). Его книги сразу назвали "сенсацией в литературной жизни". В 66 лет он вдруг удивил всех - стал признанным мастером российской прозы, одним из лучших в России.

    "Крещенные крестами" - роман-путешествие, рассказывающий историю детдомовского мальчишки, скитающегося по "эсэсэрии". В основе - воспоминания автора о детстве (подзаголовок книги - "Записки на коленках"). Время сталинских репрессий. Сын "врагов народа" Степаныч, став беспризорником, бежит из сибирского детприемника НКВД в родной Ленинград, к маме ("к матке"). Бег этот длится шесть лет.

    В программке спектакля приводится цитата из книги Кочергина: "Крещенные крестами" - старинное выражение сидельцев знаменитых русских тюрем-крестов, некогда бывшее паролем воров в законе, в соседи к которым в сталинские годы сажали политических. Выражение емкое и неоднозначное. "Крещенные крестами" - это были и воры в законе, и политические, и, наконец, мы, дети политических - сидельцы "детских крестов", детприемников НКВД".

    В постановке занято молодое поколение труппы, а "голос автора" доверили народному артисту России Геннадию Богачеву.

    Эдуард Кочергин признался корреспонденту "РГ", что никогда и не думал, что "Крещенные крестами" могут поставить в театре. Это было, по его словам, предложение худрука БДТ Андрея Могучего. "Это одиссея беспризорника, рассказ о выживании человека в мире, который был у нас. Мне кажется, получилось хорошо, не случайно зрители тепло принимают спектакль.  Веня - молодец. Он собрал "букет" артистов, отобрал текст, который именно на них ложится. Это большая работа, он сделал ее точно и хорошо. Что касается декораций, мы с ним договорились, что будет как можно проще, без лишних подробностей, на минимализме, поскольку это литературный спектакль, который в результате прекрасной игры артистов превращается в спектакль о выживании. Смотрю и удивляюсь: как я смог запомнить все тогда, в детстве, и записать потом…".

    Прямая речь

    Вениамин Фильштинский:

    - В далекой молодости мы с Эдуардом Кочергиным осуществили в ТЮЗе спектакль "Жила-была девочка", про ленинградскую блокаду, с Ириной Соколовой в главной роли. С тех пор дружим. Кому поставить спектакль "Крещенные крестами" в БДТ, решал он. Была непростая работа над сценарием. Я разработал сценарий всей книги (в спектакле сейчас лишь ее половина). Это именно литературный сценарий (не инсценирование по ролям), в котором максимально учтены особенности стиля автора. Кочергин - замечательный писатель. Цель моя, как режиссера, была сохранить литературу. А это одновременно и высокая литература, и документ эпохи.

    Карина Разумовская и другие актеры не играют главного героя, а прослеживают судьбу мальчика семи с половиной лет, на своей "шкуре" проверяют жизнь ребенка.

    … На мой взгляд, театр сегодня сдает позиции, зачастую отказывается от постановки нравственных проблем, идет в сторону интеллектуализма, философичности, поиска форм. А ведь как говорил Пушкин? Театр должен вызывать смех, ужас, жалость. Мне не нравится театр, в котором нет жалости, сострадания. И смех должен быть, ведь жизнь наша смешна. И ужас - перед тем, что происходит. В нашем спектакле мы пытаемся вызвать у зрителей ужас перед преступлениями сталинизма, тоталитаризма, и перед тем, что мы, взрослые, вытворяем с нашими детьми, на какое сиротство обрекаем их.

    К слову

    В 2007 году режиссер Дмитрий Егоров ставил на Малой сцене БДТ имени Товстоногова "Ангелову куклу" - спектакль по первой книге Кочергина, повествующей о жизни ленинградского "дна" в послевоенные годы.

    После "Ангеловой куклы" и "Крещенных крестами" Эдуард Кочергин выпустил книги "Записки Планшетной крысы" (посвящена театральной жизни), "Завирухи Шишова переулка" (о добрых духах Васильевского острова).

    Поделиться