Индустрия спортивно-оздоровительных услуг в последние годы показала серьезный рост, в том числе инфраструктура, рассказал "РГ" член совета московского отделения "ОПОРЫ России" Дмитрий Несветов. Предложения в сфере полезного питания, фитнес-услуг на рынке есть, и даже в избытке. Не случайно по итогам первых двух кварталов 2012 года именно этот бизнес встал на второе место после туристического. Однако, по словам Дмитрия Несветова, наметилось и серьезное сокращение спроса в этом сегменте почти на 30%.
При этом снижения спроса на фитнес-услуги не наблюдается. Так, в новогодний период бизнес ожидает увеличение количества посещений примерно на 15-20%. Проблема в другом: проникновение фитнес-индустрии в целом по стране находится на весьма низком уровне. Сегодня не более 2-3% жителей городов-миллионников занимаются фитнесом, а в маленьких городах ситуация еще хуже, поделился Алексей Ковалев, президент холдинга "Алекс Фитнес". На 147 млн человек приходится примерно 3,5 тыс. клубов. Для сравнения, в США на 300 млн человек приходится более 30 000 клубов. "С точки зрения инвестиционной привлекательности региональные рынки выглядят более перспективными по сравнению со столичными из-за большей емкости и динамики роста", - считает он.
Сегодня происходит интенсивное развитие фитнес-индустрии во всем мире, по темпам роста фитнес находится на втором месте после нанотехнологий, рассказала Ольга Луцева-Эр, генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics. В России динамика роста фитнес-услуг за последние три года составляла около 20-30% в год и опережала по темпам роста многие ведущие страны Европы и США. "Участие государства в развитии этой отрасли минимально и никак не влияет на динамику российского рынка фитнеса", - говорит эксперт.
По данным исследования NeoAnalytics, наиболее насыщенным по количеству фитнес-клубов является сегмент премиум-класса (до 90%). Для московского рынка в этом сегменте характерна сильная конкуренция среди участников рынка. Насыщенность сегментов среднего и экономкласса намного ниже (около 50%). "В России активно занимаются фитнесом около 2-3% населения, в Москве показатель приближается к 10%. В США этот показатель равен 18%. Мы видим, что перспективы для развития и роста рынка есть", - заключила Ольга Луцева-Эр.
В сфере производства экологичной косметики, продуктов питания, даже одежды существуют огромные бизнес-возможности, считает Елена Смирнова, ведущий эксперт Экобюро GREENS. Связаны они как с ростом спроса на экотовары, так и с общей политикой курса на импортозамещение. "Конкуренция на этом рынке есть, но его емкость настолько велика, что заполнять ее российскими товарами можно еще несколько лет. Конкуренция существует в точках продаж, как в реальных, так и онлайн. При этом покупатели зачастую не знают, чем один товар отличается от другого, а производители не считают нужным давать подробные пояснения, заниматься продвижением товаров и услуг", - говорит она.
Владелец интернет-магазина Экотовары.рф Игорь Бойко считает, что сегодня не нужно бояться запускать новые проекты-стартапы. Спрос всегда будет платежеспособным. "Здоровое питание будет всегда пользоваться популярностью среди целевой аудитории", - говорит Ольга Луцева-Эр.
Одним из драйверов развития рынка здорового образа жизни может стать пропаганда спорта и правильного питания со стороны государства, считают некоторые эксперты.
В свою очередь исполнительный директор АНО "Национальное агентство устойчивого развития" Александр Андрианов считает, что господдержка здесь не нужна, так как общественное питание - востребованная коммерческая ниша, с которой бизнес может справиться сам. При этом, по его словам, на государстве должна лежать миссия правильной и массовой пропаганды спорта. "Нужна господдержка в сфере спортивно-оздоровительных услуг, особенно в небольших городах, где спрос на такие услуги не сформирован и не может быть профинансирован населением", - поясняет Александр Андрианов.
Алексей Ковалев считает, что интерес к развитию спорта и сферы фитнеса со стороны государственных структур за последние годы значительно вырос. "В страну возвращаются нормы ГТО. С 2016 года будут введены госстандарты для фитнес-клубов. Но есть и другая сторона медали. Все представители индустрии уверены, что создание ГОСТов для фитнеса - идея очень правильная, однако вопрос в другом: будут ли они способствовать повышению качества фитнес-услуг. Ведь в разработке этих стандартов не принимали участия ведущие сети фитнес-индустрии. Многие требования нелогичны и могут ухудшить ситуацию на рынке не только для владельцев фитнес-клубов, но и для их клиентов", - замечает эксперт.
С развитием идеи импортозамещения для спортивного питания открываются новые возможности для развития рынка.
До введения санкций 80% отечественного рынка занимала импортная продукция. "Цены на еду для спортсменов выросли в полтора-два раза, а российский производитель оказался на коне. Таким образом, многие отечественные компании по производству спортпита и биодобавок повысили свою выручку более чем в 5 раз", - говорит Алексей Ковалев.
Объем рынка спортивного питания невелик - около 200-300 млн долл. Покупают специальное питание только те, кто всерьез занимается спортом.
Компаниям гораздо больше интересен рынок полезной функциональной еды. В ближайшее время будет сильно расти спрос на разнообразные полезные супы, обогащенные каши, заменители пищи, энергетические батончики, считают эксперты.