О карточном бизнесе и перспективах развития направления "Банк для банков" "РГ" рассказала и.о. председателя правления банка Уралсиб Светлана Бастрыкина.
Светлана Борисовна, что представляет собой пластиковый бизнес Уралсиба?
Светлана Бастрыкина: Это прежде всего спонсорские услуги. На протяжении почти двух десятилетий наш банк оказывает банкам-партнерам услуги спонсорства в международных и российских платежных системах. В настоящее время Уралсиб спонсирует порядка 130 российских банков в системах Visa и MasterCard, обслуживает почти 2 млн банковских карт банков-партнеров, 9000 банкоматов и около 20000 POS-терминалов. Совокупная эмиссия карт Уралсиба с учетом карт банков-партнеров составляет более 4,5 млн. Наш банк обеспечивает порядка 20% рынка эквайринговых услуг в стране. При этом мы занимаем ведущие позиции в процессинге не только по количеству обслуживаемых банков, но и по предлагаемым инновационным технологическим решениям. Таким образом наши партнеры получают широкий инструментарий для комплексного развития пластикового бизнеса. Также Уралсиб оказывает услуги банкам по открытию и ведению корреспондентских счетов - корреспондентская сеть ЛОРО Банка насчитывает более 500 российских и зарубежных партнеров и является крупнейшей в России.
Уралсиб сейчас развивает формат "Банк для банков". Какие сервисы входят в это направление и в чем его привлекательность?
СБ: В текущих условиях банки, особенно небольшие, готовы отдавать на аутсорсинг наиболее затратные процессы и сервисы в целях повышения эффективности бизнеса. И наличие у "Уралсиба" профильных центров с полным циклом обслуживания (процессинговый, кассовый, операционный) делает это направление весьма перспективным для нас. Помимо широкой линейки сервисов для развития карточного бизнеса мы можем предложить банкам-партнерам полный комплекс услуг по направлениям РКО и IT. При этом можно будет выбрать как отдельные сервисы, так и комплексные предложения. По данным мировых практик, с помощью такого аутсорсинга банк-партнер может экономить до 30% расходов по сравнению с использованием собственных мощностей.
Какие сервисы в рамках этого направления будут наиболее востребованы в ближайшей перспективе?
СБ: Потенциал и спрос со стороны партнеров мы наблюдаем по таким направлениям, как бесконтактные технологии (эмиссия и эквайринг), NFC-технологии, межпроцессорные и межсистемные проекты и технологии, а также программы лояльности и кобрендинговые продукты. Это то, что будет востребовано на рынке в ближайшие годы. Если говорить уже про следующий 2016 год, то здесь интерес со стороны банков-партнеров будет сконцентрирован в таких продуктовых сегментах, как инкассация денежной наличности, межбанковские расчеты, развитие систем денежных переводов без открытия счета, банкнотные операции, ИТ-сопровождение и иные востребованные кредитными и не кредитными организациями финансовые продукты. По всем этим направлениям мы сейчас активно работаем.
Уралсиб - один из наиболее технологичных российских банков. В сентябре он в очередной раз получил награды от Commerzbank AG и Deutsche Bank AG за высокое качество исполнения платежных документов в ЕВРО по итогам 2014 года. Уровень автоматической обработки платежных документов в прошлом году составил 100%.