Грузоперевозки оказались наиболее пострадавшим сегментом ТЛУ. По итогам 2015 года ожидается сокращение объема коммерческих перевозок на 20% (в международном сегменте на 30%), грузооборота на 10% и резкое обострение конкуренции. Доля убыточных предприятий здесь составляет более половины. По оценке участников рынка, рентабельность автоперевозчиков снизилась с 14-17%
в 2010 г. до 8-10%, экспедиторских компаний - с 6-7% до 1,5-4%. Из-за падения курса рубля двукратно подорожали импортные комплектующие и запчасти, отметила главный аналитик департамента консалтинга РБК Людмила Симонова.
В конце нынешнего года налоговая нагрузка на автотранспортные предприятия еще усилилась. Введена плата за проезд по федеральным трассам с грузовиков тяжелее 12 тонн. До двух раз выросли тарифы страховщиков на КАСКО и ОСАГО. Появилась законодательная инициатива о предоставлении местными органами власти права устанавливать ограничения для бесплатного проезда грузовиков по региональным и муниципальным дорогам. "Учитывая, что рост расходов на автоперевозки в среднем по отрасли ожидается в пределах 20-25%, финансовое состояние большинства перевозчиков ухудшится и рынок будет падать", - считает Симонова.
Директор по операциям компании FM Logistic Александр Павлов отметил, что для рынка стало серьезной проблемой не столько введение новых выплат и не их ставка, а форма их реализации: "Сейчас самая большая проблема у перевозчиков и экспедиторов - непонимание того, за что они будут получать штрафы и будут ли вообще. Техническая база взимания новых выплат крайне сырая. Кроме того, в перспективе на рынок существенно повлияет введение тахографов. Сейчас налаживается контроль наличия этих устройств в машине, а скоро будет повсеместный контроль их работы. В итоге мы можем получить увеличение сроков доставки или расценок. Водители либо будут вынуждены делать остановки, чтобы выполнять нормативы по отдыху, либо перевозки будут выполняться парными экипажами. Третья тенденция - влияние курса рубля на обновление и содержание автопарков. В этом году уже произошло падение объемов закупок траков на 60%, выросли издержки и на содержание имеющейся техники, потому что даже у отечественных грузовиков часть комплектующих - импортные".