Доля планирующих провести каникулы в различных поездках за год увеличилась незначительно. Если в наступившем 2015 году на курорты и в турпоездки отправились 15% респондентов, то в январе 2016 года аналогичные планы строят 18% опрошенных. Разница лишь в том, что в полтора раза больше респондентов теперь собираются отправиться в путешествие по России. И на 1% меньше участников опроса собираются за границу. При этом если в начале 2015 года туристы предпочитали Сочи и курорты Краснодарского края, то сейчас пальму первенства перехватил Крым, вдвое привлекательнее выглядят курорты Калининградской области.
Но праздничные каникулы - это не только турпоездки, это и подарки, и застолье, и развлечения. Однако в этом году наши сограждане шиковать не будут. Согласно исследованию "Делойт", новогодний бюджет среднего россиянина составит 15 500 руб., что на 7% ниже фактических трат год назад (16 700 руб.).
Россияне второй год подряд ощущают снижение покупательной способности. Доля почувствовавших рост своей покупательской способности снизилась с 22 до 12%, а тех, кто может потратить меньше, увеличилась с 38 до 57%. "Непростая ситуация в экономике заставляет россиян быть практичными при выборе новогодних подарков: все больше людей уделяют внимание полезности подарка, а также планируют приобретать подарки на распродажах или в более доступных магазинах, - отмечает Владимир Бирюков, руководитель Группы по обслуживанию компаний розничной и оптовой торговли и дистрибуции в СНГ "Делойт". - В то же время в будущее наши соотечественники смотрят с осторожным оптимизмом - каждый пятый россиянин ожидает возобновления экономического роста в 2016 году".
Похожее исследование компании IRG показало, что на празднование Нового года средняя российская семья планирует потратить 16 900 рублей. Основная часть этой суммы - 6560 рублей - уйдет на подарки, почти 5300 рублей - на новогодние развлечения: детские елки, походы в рестораны и кино, поездки на базы отдыха и т. д. Траты на праздничный стол в среднем составят 5040 рублей. При этом 63% россиян собираются сократить свой новогодний бюджет. Уменьшат траты на подарки 40% (в прошлом году их было 30%), снизят расходы на новогодний стол 35%, от деликатесов откажутся 20%.
"В октябре падение реальных (за вычетом инфляции) зарплат оценивалось приблизительно в -12% к октябрю прошлого года, и есть основания ожидать продолжения данной тенденции. В условиях снижения располагаемых доходов многие россияне будут вынуждены сократить свои расходы на новогодний стол и подарки", - подтверждает Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер".
Предпраздничные расходы российских домохозяйств в реальном выражении действительно окажутся меньше, чем в прошлом году, уверен Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ "ФИНАМ": "Основной причиной выступит снижение реальных доходов россиян. Так, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы за январь-октябрь упали на 3,5% г/г. Вторым важным фактором снижения спроса станет переход домохозяйств к сберегательному потреблению, когда приоритет отдается товарам первой необходимости. Так, на этом фоне оборот розничной торговли за январь-октябрь сократился в реальном выражении на 8,8% г/г. С коррекцией на инфляцию расходы на праздники сократятся где-то на 4-10% г/г. Номинально, за счет высокой инфляции, ожидается небольшой рост".
Сами ретейлеры настроены оптимистично, но прогнозов не дают, тем более в условиях нынешней экономической ситуации это невозможно сделать, отмечает директор по маркетингу сети гипермаркетов "Карусель" Дагмара Иванова: "Что касается предыдущих годов, то могу сказать: в среднем за последние два года продажи в нашей сети гипермаркетов в преддверии Нового года превышали среднегодовые показатели на 138% (или в 2,4 раза). В текущем году мы ожидаем таких же показателей".
Вероятно, что новогодние продажи этого сезона не уступят, а возможно, и перекроют прошлогодние. Одна из причин заключается в том, что многие представители платежеспособного населения в этом году откажутся от заграничных поездок на новогодние каникулы и проведут праздники в России. "Продажи не сократятся за счет увеличения количества празднующих дома, - говорит Антон Граборов, директор по развитию бизнеса "БКС Премьер". - Однако сокращение новогоднего бюджета на человека в среднем тоже выглядит вполне вероятным. В период нестабильности, в котором мы сейчас пребываем, люди начинают более рационально относиться к тратам. При этом, конечно, сложно предположить, что в период новогодних праздников все уложатся в заранее запланированный бюджет - этому поспособствуют длинные выходные, когда нужно себя чем-то занимать, а также большое количество новогодних акций, распродаж. Реальные расходы могут оказаться больше запланированных в среднем на 20-30%".
Согласно исследованию "Делойт", россияне купят на 41% меньше подержанных товаров в качестве подарка, зато чаще будут покупать товары со скидкой, на распродаже (+15%), стоящие дешевле (+24%) или в более дешевых магазинах (+29%). При этом россияне уделят больше внимания полезности подарка (24%), чем европейцы (17%).
В этом году, как и в прошлом, деньги с большим отрывом лидируют в качестве наиболее желанного подарка (мужчины - 48%, женщины - 55%). На втором месте, уже традиционно, у мужчин - смартфоны (33%), а у женщин - путешествия (48%). Однако, скорее всего, они получат в подарок шоколад (34%) и косметику (33%). Шанс же получить в подарок деньги (20%), хотя и ниже, чем шоколад или косметику, в этом году самый высокий за последние несколько лет.
При поиске и сравнении товаров россияне чаще, чем европейцы, обращаются к форумам и блогам (63% против 55%). Все больше россиян (43%) используют смартфоны для совершения покупок. Оставшиеся 57% россиян планируют совершать покупки с помощью смартфонов в будущем. "В этом году Интернет окончательно занял доминирующее положение в сознании россиян как неотъемлемый элемент процесса совершения покупки - как минимум каждый второй россиянин планирует осуществлять поиск подарков и/или сравнение цен в Интернете", - констатирует Владимир Бирюков.
Тенденцию подтверждает и совместное исследование PayPal и GFK. Согласно ему россияне уже распробовали покупки в Сети - 65,1% участников исследования приобретали подарки онлайн. Только 18,4% из общего числа участников исследования ни разу не покупали подарок в Интернете. Кроме того, 56,2% участников исследования подтвердили, что хотя бы раз покупали подарки со смартфона или планшета. Здесь лидирует молодежь - 63,4% в возрастной категории 18-25 лет (50,3% у людей 45-66 лет).
Большинство наших соотечественников не имеют привычки покупать подарки к Новому году заранее и начинают заниматься этим только в декабре. Интересно, что процент тех, кто в этом году задумался о предпраздничных покупках в ноябре, выше среди женщин (24,4% против 20,2% у мужчин), а среди тех, кто откладывает шопинг на последний момент, наоборот, значительно больше мужчин (21,8% против 13,6% у женщин). "Мы уже который год наблюдаем стремительный рост электронной коммерции, особенно в предпраздничный период, - говорит Владимир Малюгин, глава компании PayPal в России. - Что интересно, наше исследование показывает, что россияне переходят и на электронные способы оплаты. 45,1% все еще время от времени платят наличными курьеру, но почти такое же количество респондентов (45,3%) опробовали оплату с помощью электронного кошелька".